20 мая состоялось первое заседание Комиссии Меджлиса крымскотатарского народа по изучению геноцида. Незадолго до этого я связалась с Президентом Фонда Петра Григоренко Андреем Петровичем ГРИГОРЕНКО с просьбой поделиться размышлениями о перспективах признания депортации крымских татар и последующих лет изгнания актом геноцида.
Андрей Григоренко, сын знаменитого правозащитника Петра Григорьевича Григоренко, уже более тридцати лет живет в США. Андрей Петрович - один из тех, кто не скрывает своих симпатий к крымскотатарскому народу, всячески способствуя борьбе крымских татар за восстановление попранных прав. В ответ на мою просьбу А.Григоренко прислал пространный текст его размышлений о геноциде, а накануне очередной, 62-й годовщины депортации, – эссе по поводу этой даты.
Предлагаю читателям познакомиться с двумя – тематически достаточно близкими друг другу - материалами Андрея Григоренко.
Гульнара Бекирова
* * *
Говоря о геноциде в общем, и в частности о геноциде крымских татар, необходимо сделать небольшой экскурс в историю возникновения самого термина и международного законодательства по этому вопросу.
Сам термин геноцид образован на основе греческого слова genos (может быть переведено на русский как семья, племя или раса) и латинского слова cide (может быть переведено как массовое убийство). Термин был введен в обиход польско-еврейским специалистом в области права – Рафаэлем Лемкиным. Лемкин представил этот термин во время Женевской конференции по принятию законодательства о предотвращении этого преступления против Человечества. Я хочу здесь подчеркнуть, что советская пропаганда добилась определенных успехов в извращении правильной терминологии, в частности заменой в определении термина Человечество термином человечность.
Для многих людей, далеких от правовых вопросов, такая подмена прошла незамеченной. Однако замена конкретного субъекта права, которым может быть только юридический субъект, термином ни в коей степени не могущим быть юридическим субъектом, да к тому же не имеющим однозначного толкования, дает широкую возможность для ухода преступников от ответственности. Так, например, убийство при определенных обстоятельствах может быть в глазах отдельных людей проявлением человечности, но в глазах закона оставаться тяжким преступлением.
Статья вторая "Конвенции по предотвращению и наказанию за преступления геноцида" предусматривает уголовную ответственность за намеренные действия по принесению физических увечий, убийств, создание условий, ведущих к повышенной смертности, и другие действия направленные к уничтожению этнической, религиозной или расовой группы. Конвенция не ограничивалась в своем определении только физическим уничтожением этих групп населения. Она также определила, что создание условий, ведущих к упразднению культуры жертв геноцида, включая ограничения в пользовании этническим языком или диалектом, уничтожение культурных памятников и топонимики, создание условий к уменьшению рождаемости и насильственную передачу детей другой этнической группе, также попадают под определение понятия геноцид. Конвенция не включила в себя социальный геноцид, так как в этом случае она никогда не была бы ратифицирована ни одной коммунистической странной, где социальный вид геноцида охватывал все без исключения этнические группы и являлся открыто исповедуемой идеологией интернационал-социализма.
Выше приведенные замечания необходимо иметь в виду в силу того, что юридический преемник Советского Союза, которым себя признала Российская Федерация, не предпринял никаких шагов к исправлению исторической несправедливости в отношении его жертв и никогда не поднимал вопроса об уголовной ответственности лиц, участвовавших в этом преступлении, равно как и о материальной компенсации пострадавшим и их наследникам. Замечу также, что существует масса доказательств, что интернационал-социалистический режим, существовавший в СССР, является серийным преступником против Человечества.
То что все действия, перечисленные в Конвенции, были применены в отношении крымских татар, не отрицается сегодня даже официальной Москвой, но в то же самое время Москва делает вид, что не имеет к этому преступлению никакого отношения. Более того, в российской массовой пропаганде совершенно безнаказанно распространяется клевета на многомиллионные жертвы преступлений прошлого.
Не предпринимаются и решительные шаги Украинской державой к восстановлению уникальной крымской культуры и исторической топонимики, а шовинистическая пропаганда, исходящая как от местных шовинистов, так и от эмиссаров из Москвы, эффективно не пресекается.
Отношение постсоветского руководства стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, в той или иной степени генетически связано с интернационал-социалистичской идеологией, даже тогда, когда эта идеология формально отрицается. Примером может служить даже опыт демократических партий Украины. Совсем недавно мы наблюдали попытки отдельных политиков этих партий дестабилизировать экономику Украины введением антирыночного законодательства.
Почти вековое воздействие яда интернационал-социалистической пропаганды, обстановки беспредельного двуличия, просто не могли в определенной степени не отравить все советское общество и миллионы иностранных граждан, попавшихся на удочку этой пропаганды.
Только осознавая выше очерченные реалии можно приступить к перспективам международного признания геноцида в отношении крымских татар и других меньшинств на территории бывшего СССР.
Хочу также заметить, что полное международное признание геноцида в отношении евреев и ромен пришло только в прошлом году, когда Организация Объединенных Наций провозгласила 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста. И это несмотря на то, что об уничтожении евреев и ромен по этническому принципу было известно мировой общественности еще со времен Второй мировой войны.
Информация же о геноциде в СССР не только тщательно скрывалась Москвой, но и зачастую игнорировалась Западом, то ли из идеологических соображений (западные левые), то ли из прагматических соображений (западные правые).
Впервые широкую международную трибуну проблема геноцида в СССР получила в 1975 году, когда на Первых Сахаровских слушаниях в Копенгагене автор этих строк смог прочитать пространный документированный доклад о геноциде в отношении крымскотатарского народа. Мне также удалось опубликовать ряд статей в ведущих западных и турецких газетах на ту же тему. По моему сценарию был создан документальный фильм о судьбе крымскотатарского народа на австрийском телевидении. Появился также ряд публикаций и других авторов.
К сожалению, для поддержания постоянного интереса к этой проблеме требуются большие материальные и людские ресурсы. Ни тем, ни другим ни я, ни небольшая крымскотатарская эмиграция, увы, не располагают. Проблема осложняется и тем, что часть крымскотатарской диаспоры выбрала пантюркистскую позицию и отрицание существования крымскотатарского народа как такового. Не могу сказать, что наличие таких настроений меня сильно удивило, поскольку я хорошо знаком с украинцами, утверждающими, что они русские. Однако для задачи разоблачения геноцида в отношении крымских татар, такая точка зрения является серьезным камнем преткновения и в некоторых случаях сводит насмарку усилия друзей крымскотатарского народа.
Несмотря на вышеуказанные сложности, определенный прогресс в деле международного признания факта геноцида в отношении крымских татар заметен как в Соединенных Штатах, так и в Европе. Но одно дело получение писем от парламентариев и президентов, и совсем другое официальное международное признание.
Весьма важным шагом на пути к такому международному признанию было бы принятие Верховной Радой Украины и Крыма постановлений, без обиняков называющие депортацию – геноцидом, и провозглашение 18 мая общеукраинским днем траура. С политической и гуманитарной точки зрения важно также, чтобы эти резолюции перечислили и другие национальные меньшинства, депортированные вместе с крымскими татарами, сделав обязательный акцент на том, что целью было уничтожение специфической культуры Крыма и его носителя - крымскотатарского народа.
Принятие таких резолюций парламентами Украины и Крыма дало бы новый, важный стимул по принятию аналогичных резолюций парламантами других стран и наращиванием давления на Российскую Федерацию в деле признании ответственности за депортацию и выплате справедливой компенсации жертвам геноцида и их наследникам.
Такие резолюции также окажут неоценимую помощь в усилиях друзей крымских татар за рубежами Украины по давлению на их парламенты и, в конечном итоге, признанию факта геноцида в отношении Крыма на уровне Организации Объединенных Наций.
Андрей Григоренко,
Президент Фонда генерала Петра Григоренко,
Нью Йорк, США,
12 апреля 2006 г.
62-я годовщина депортации крымских татар
Вновь пришло 18 мая – День национальной скорби Крыма. Пора бы, казалось, наступить миру и помочь жертвам геноцида залечить раны и вновь обустроиться на утраченной 62 года назад Родине. Между тем тревожные вести продолжают приходить из Крыма и сегодня.
Вот уже в течение продолжительного периода я получаю известия из дорогого моему сердцу Партенита. Эта когда-то цветущая долина за годы хозяйствования в ней переселенцев, занявших эту землю после депортации коренного населения, утратила очень многое от ее прелести, увиденной мной полвека назад.
Партенит тогда пребывал практически в своем оригинальном состоянии. Исчезли только мечеть и церковь, но я про это тогда ничего не знал. Вся Партанитская долина, окаймленная с юга морем и охраняемая Большим Аю-Дагом с запада и Малым с востока, выглядела чудесным садом: гранат, инжир, айва и даже несколько банановых деревьев, не говоря уж о более привычных шелковицах, яблонях, вишнях и грушах. Несколько ближе к Малому Аю-Дагу, начинаясь практически у воды, тянулась аллея величественных секвой, судя по их возрасту посаженных здесь задолго до "времен Очаковских и покоренья Крыма". В этом Божественном саду, скрываемые в тени деревьев, притаились аккуратненькие, небольшие белые домики, как потом выяснилось бывшие дома крымских татар. Совсем прижимаясь одним боком к Малому Аю-Дагу, и практически лишенный деревьев, помещался рыбацкий поселок, населенный преимущественно потомками украинских поселенцев еще со времен Крымского Ханата. На подступах к Яйле раскинулись приходящие в упадок плантации табака. И уже взбираясь на склоны Яйлы, брошенные и дичающие виноградники. Совсем иную картину увидел я во время моего последнего визита в дорогие места. Чьи-то безжалостные руки вырубили многовековые секвойи, вырубили гранат и инжир, а на месте татарского села понастроили многоэтажные башни, а доступ к пляжу перегородили шлагбаумом.
Я понимаю, что люди, переселенные в Крым тоже в некотором смысле являются жертвами бесчеловечного интернационал-социалистического режима, и то, что новая земля стала и для них родным домом. Не могу я только понять того непонимания и неприязни, которое культивируется к возвращению коренного населения. Репатрианты ведь не требуют выселения пришельцев, а хотят лишь получить угол в родной земле.
Я уверен, что несмотря на то, что во властных структурах по-прежнему доминируют наследники СССР, не только не помогающие репатриации депортированных народов, но напротив - вставляющие палки в колеса их национального возрождения, в народной толще найдутся здоровые силы, способные прийти к справедливому компромиссу.
В этот скорбный день я молюсь за всех жертв геноцида, в какой бы точке нашей планеты он не происходил. Мир обязан положить предел этому преступлению против Человечества.
Андрей Григоренко Нью-Йорк, США, среда, 17 мая 2006 г..
|