Главная Крымскотатарская проблема Исследования Исторический архив
Главная arrow Крымскотатарская проблема arrow Рефат Чубаров: "Надо, прежде всего, решить пробл...
Рефат Чубаров: "Надо, прежде всего, решить проблему правового статуса крымскотатарского народа" Печать
Милрад Фатуллаев, "Независимая газета"   
16.03.2024 г.
Рефат Чубаров

           Интерес к крымским татарам традиционно возрастает накануне различного рода выборов. В конце марта в Украине состоятся выборы парламента страны, а также местных советов. Новоизбранная Верховная Рада, с учетом изменений в Конституции страны, превращается теперь в ключевую политическую силу. О том, как будут представлены в законодательном органе депутаты от крымскотатарского народа и какие главные задачи стоят перед коренным народом Крыма, - наша беседа с народным депутатом Украины, первым заместителем Председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом ЧУБАРОВЫМ.

     В Украине достаточно аморфны связи партий с этническими организациями, - говорит Р.Чубаров. - Исключение составляют только правые партии. На протяжении 15 лет независимости Украины НРУ - Народный Рух Украины - выступал последовательно в поддержку крымских татар. Основные наши требования включены в программу НРУ. Кстати, Народный Рух единственная из более чем 130 украинских партий, включившая в свою программу пункт о праве крымскотатарского народа на восстановление национально-территориальной автономии в рамках независимой соборной Украины. Поэтому не удивительно, что Меджлис, как представительный орган крымскотатарского народа, периодически продлевает сотрудничество с Рухом. Это предполагает постоянную координацию наших действий, тем более перед выборами.

     Нынешние выборы особенные. Партии могут создавать блоки, которые пронизывают советы на всех уровнях власти. Каково участие в них крымских татар?

     Народный Рух Украины (НРУ) является частью избирательного блока "Наша Украина" по выборам в ВР Украины. В единый список по представлению Руха вошли Мустафа Джемилев и я (соответственно 45 и 72 места в списке). Эти позиции являются проходными. Таким образом, гарантировано представительство двух представителей крымских татар в Верховной Раде Украины. Замечу, что и моя кандидатура, и кандидатура Мустафы Джемилева – председателя Меджлиса, предварительно утверждались на сессии Курултая крымскотатарского народа. Что касается выборов в Крыму, то здесь НРУ идет в коалиции с крымскими татарами, но отдельно от других участников избирательного блока "Наша Украина". В этническом плане – подавляющее большинство в избирательных списках Народного Руха Украины как для избрания депутатами Верховной Рады Крыма, так и депутатами местных советов, – крымские татары. Есть возможность набрать 10% голосов, а это, с учетом перераспределения голосов, отданных за мелкие и не преодолевшие 3% барьер партии, - 12-13 депутатов в 100-местном Верховном Совете Крыма. Больше всех голосов будет у "Партии Регионов" – более 25%, БЮТ – до 10%, Народный Рух и Компартия наберут по 10%. Однако, это все-таки прогнозы.

     В то же время есть политические силы, которые стараются ослабить позиции крымскотатарского электората. Это - этнический раскол?

     Да, предпринимаются очень массированные попытки раскола крымскотатарского сообщества. Есть несколько партий и блоков, которые включили в свои списки и крымских татар в надежде через них привлечь голоса избирателей-крымских татар. Собственно, такие попытки, пусть и безуспешные, предпринимались и ранее. На этих же выборах появились и новые "проекты". Среди них так называемый "крымскотатарский блок", созданный двумя маргинальными украинскими партиями: "Народным Рухом Украины за единство" (это партия-клон Народного Руха Украины) и "Народной партией вкладчиков и социальной защиты". Главной задачей созданного ими "блока" является "растащить" голоса крымских татар. Думаю, что до 15% голосов крымских татар таким партиям удастся привлечь на свою сторону.
     На этих выборах, впервые за последние годы ни одна общественная или политическая организации крымских татар не поставили под сомнение саму необходимость участия крымских татар в предстоящих выборах. Соответственно, таким было и решение Курултая крымскотатарского народа – общенационального представительного органа народа. Крымские татары достаточно организованы и для них решение Курултая авторитетно, несмотря на то, что эти решения носят рекомендательный характер.

     Рефат Абдурахманович, Меджлис вновь поддержал Народный Рух Украины и, соответственно, стоящую за ним коалицию "Наша Украина". Но крымские татары несколько разочарованы Ющенко, который не удовлетворил их этнические запросы. С чем связана нынешняя поддержка власти?

     Да, определенное разочарование новой властью среди крымских татар – это факт. Но оно не связано с Ющенко, а скорее с его окружением. Приход другого лидера был бы хуже. Кстати, и по нашим соцопросам следует, что люди не сожалеют, что поддерживали Ющенко на Майдане. Тем более, что прошел только год. Впервые после избрания Ющенко Президентом Украины появляется возможность заменить многих людей в законодательном органе страны, и местных органах самоуправления. Ведь там все еще сидят депутаты, избранные еще в 2002 году. Знаете, люди прекрасно все это понимают. Отсюда и их активность в ходе подготовки к выборам.

     Что изменилось в требованиях крымских татар за это время? С чем они идут на выборы?

     Проблематика, в основном, осталась прежняя, так как мало что изменилось в положении народа. Основные проблемы связаны, прежде всего, с законодательным урегулированием процесса возвращения и восстановления прав крымских татар, что предполагает решение вопросов с обустройством, реституцией (компенсацией), восстановлением топонимики. Есть сейчас два законопроекта в ВР Украины. Первый законопроект "О статусе крымскотатарского народа в Украине". Дело в том, что в Конституции Украины есть такие понятия, как украинская нация, коренные народы и национальные меньшинства. Мы хотим придать статус коренного народа крымским татарам. С принятием этого закона развязывается решение главной проблемы – возвращение, гарантии государства по развитию крымских татар как целостного народа. Вторая тема – реабилитация. В 2004 году был принят законопроект "О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку" [авторы - М.Джемилев и Р.Чубаров – М.Ф.]. Он набрал 380 голосов при необходимых 226 голосах. Однако экс-президент Леонид Кучма его заветировал из тактических соображений: предстояли президентские выборы. Сейчас мы пытаемся вновь вынести его на рассмотрение ВР Украины.

     Реабилитация предполагает решение комплекса сложных задач. На что будет обращено особенное внимание?

     Отсутствие законов до сих пор не способствовало планомерному решению национальных проблем. С другой стороны, оно позволяет некоторым чиновникам препятствовать возвращению. Раздается земля, но коренной, репрессированный народ – крымские татары, не имеют при этом приоритета.

     На текущий год для обустройства уже возвратившихся выделено 71 млн. гривен (около 14 млн. долларов), бюджетом Крыма 15-20 млн. гривен (точные цифры еще неизвестны, бюджет не сформирован). Как правило, эти деньги будут направлены на обустройство примерно 270 татарских сел - коммуникации, электричество. Но этих средств явно недостаточно.

     Для сравнения. На строительство нормальной средней школы на 500 человек нужно 17 млн. гривен. На выделенные средства можно построить только 3-4 школы. К тому же надо учесть, что крымские татары не обучались родному языку почти 50 лет. Последняя школа с родным языком обучения была закрыта в 1944 году, а первая вновь открыта в 1994 году.

     Вообще, обучение родному языку, повышение статуса крымскотатарского языка в Крыму – отдельная тема. Только 15 школ в Крыму с крымскотатарским языком обучения. Мы имеем всего полтора часа вещания на крымскотатарском языке на радио в неделю. Нет учебников. Такая же картина по газетам, ТВ и т.д. Но, тем не менее, эти вопросы худо-бедно решаются. Есть более сложные вопросы, решение которых чиновниками просто торпедируется. Не все одинаково понимают проблемы возвращения. Видят опасность. Мифы вбивались 50 лет. Такие настроения нередки, особенно в Крыму. Отсюда и противодействие. Особенно среди крымского чиновничества...

     Имеете в виду дискуссии относительно возможного сепаратизма в Крыму, расширения исламского радикализма, усиления турецкого влияния?

     Очень часто недобросовестные политики пугают крымское общество возрождением в Крыму Ислама. Нередко российские СМИ спекулируют на крымскотатарской проблеме, утверждая о "неких тайных замыслах крымских татар в Крыму" для реализации которых ими , мол, усиливается турецкое влияние на полуострове. Многие чиновники продолжають считать, что активизация русского сепаратизма в Крыму - опасность меньшая, чем крымскотатарская: мол, они близки с украинцами по культуре, языку, истории и смогут договориться. Но трезвомыслящие украинские политики поддерживают возвращение и обустройство крымских татар. Тем более, что крымские татары выступают самой сплоченной прогосударственной силой на полуострове.

     Кстати, у части украинских политиков есть опасения, что пропорциональная система выборов в Крыму ведет к усилению центробежных сил в автономии. Есть даже предложения превратить Крым в обычный, не автономный, регион страны.

     Если уж теоретизировать, то можно сказать, что и унитарность государства провоцирует сепаратизм. На самом деле все зависит от последовательной и взвешенной внутренней политики самого государства. Проще говоря, никто не выступает против государства, в котором соблюдаются права людей и права народа.. Поэтому, думаю, сама по себе пропорциональная система не стимулирует сепаратизм. Здесь совокупность факторов – проблемы культурного, языкового развития, внешний фактор.

     Требование крымских татар об образовании национальной автономии в Крыму все чаще обсуждаются как в Украине, так и за ее пределами. Какова позиция Меджлиса по этому вопросу?

     Крымскотатарский народ, как и любой иной народ, имеет безусловное право на самоопределение. Поэтому, где бы мы ни представляли интересы крымскотатарского народа, мы исходим из этого права. В то же время мы говорим, что это право народа реализуемо в условиях независимой Украины. Такие наши подходы подтверждены решениями Курултая крымскотатарского народа. При этом, разумеется, мы понимаем, что реализация права крымских татар на национально-территориальную автономию возможна при соблюдении ряда условий, в частности: форма самоопределения крымскотатарского народа должна удовлетворять самих крымских татар, находить понимание всех жителей Крыма и реализовываться в рамках единой Украины. Это позволяет нам находить на международном уровне понимание и поддержку.

     В местах депортации осталось по разным данным до 100 тысяч соотечественников. Как обстоит дело с их возвращением?

     Есть проблемы – многие семьи еще разделены. Родители уже в Крыму, а дети в Узбекистане, или наоборот. Все проблемы лежат в экономической плоскости. Цены на жилье в Узбекистане, за исключением больших городов, таковы, что, продав дом, на эти средства можно только отправить вещи и приехать самому в Крым. А здесь начинать все заново. Конечно, мы прикладываем возможные усилия для устранения препятствий, возникающих вследствие того, что наши люди возвращаются из одного суверенного государства в другое. Так, к 1998 году в Крыму насчитывалось более 80 тысяч крымских татар, являвшихся де-юре гражданами Узбекистана. По нашему настоянию в разрешение этой ситуации было вовлечено, кроме органов государственной власти, и Верховный Комиссар ООН по делам беженцев. Наконец, к концу 1998 года было подписано соглашение между Украиной и Узбекистаном об упрощенном выходе из гражданства Узбекистана и принятии гражданства Украины. За год более 80 тысяч человек смогли воспользоваться этим соглашением. Важно и то, что без взимания пошлины, которая тогда составляла 100 долларов на одного человека. Таким образом, люди сэкономили около 8 млн. долларов.
     Что касается позиции президента Узбекистана такова - не мешать, но и не способствовать выезду крымских татар. Я уж не говорю о содействии в их обустройстве по месту возвращения. Если говорить дословно, то он сказал: "Мы с большим уважением относимся к крымским татарам. Это очень трудолюбивый народ. Поселившись в 1944 году голыми, босыми они за 30-40 лет смогли сами построить дома или получить жилье от производства (а получали те, кто хорошо работал), обустроить хозяйство. Мы бы хотели, чтобы они и дальше оставались здесь и вместе с нами бы строили независимый Узбекистан. Но мы понимаем высокое чувство родины крымских татар, их желание вернуться. Поэтому мы с сожалением говорим им: если хотите ехать – езжайте".

     Проблема роста религиозного экстремизма в Крыму, судя по выступлениям председателя Меджлиса Мустафы Джемилева, довольно актуальная тема. Эксперты полагают, что ресурс роста радикализма в Крыму фактически исчерпан, но, тем не менее, процессы в религиозной среде противоречивы. Каково участие в них Духовного управления, Меджлиса и власти?

     Крымские татары переживают те же процессы духовного возрождения , что и все народы на постсоветской территории. Социум начинает искать пути возвращения традиционных духовных ценностей, уходящих корнями вглубь веков. В Крыму около 320 мусульманских общин, объединенных в Муфтият – Духовное управление мусульман Крыма. Разумеется, есть и такие общины (их незначительное количество), которые называют себя "автономными" - таковых около 30. Нет-нет возникают различного рода дискуссии на религиозные темы. Естественно, во всей этой шумихе вокруг радикализма есть и политический момент: чем драматичнее будет представлена религиозная ситуация, тем больше средств получат компетентные органы. Не исключаю, что некоторые диссидентствующие религиозные организации (всего около 10%) могут иметь поддержку со стороны спецслужб, использующих их для ослабления единства крымскотатарского народа. Вот почему Меджлис крымскотатарского народа чрезвычайно внимателен к таковым процессам.

     Можно ли этим обстоятельством объяснить раскол среди мусульманских организаций Украины? И какова вообще перспектива объединения трех религиозных управлений и центров мусульман в единую организацию?

     В Украине существуют два мусульманских центра: Духовное управление мусульман Украины (г. Киев) и Духовное управление мусульман Крыма (г. Симферополь). Кроме того, существует Исламский центр в Донецке. В нашем понимании здесь нет особой проблемы, ибо в Исламе нет столь жесткой иерархии, как, скажем, в православии. Главное, чтобы донецкие и киевские мусульманские организации не вносили диссонанс в религиозную ситуацию в Крыму.

     С чем связано отсутствие прямого участия Турции в решении проблем крымских татар, например, финансирования процесса возвращения, обустройства в Крыму?

     Как мне представляется, Анкара 10 лет назад отказалась от желания непосредственно влиять на ряд новых государств, возникших после распада СССР. Уже нет тех проектов, что были еще несколько лет назад с Ташкентом, Баку. Турция смотрит на постсоветский регион более масштабно. Для Анкары сегодня главные партнеры – Киев, Москва. И все, что может помешать их интересам, Анкара не будет предпринимать на отдельных территориях – Краснодарском крае, Казани или в Крыму, Узбекистане. Что касается помощи, то и здесь Турция ведет максимально открытую, прозрачную политику. Турция участвует в программе ООН по оказанию помощи Крыму (до 2 млн. долларов за 12 лет). В 1994 было продекларировано желание Турция построить или выкупить для крымских татар 1000 домов. На сегодня только 600 семей получили такую помощь. Мы благодарны Анкаре за то, что ежегодно 30-50 татар, по согласованию с Киевом, учатся в Турции. В советское время к таким гуманитарным дисциплинам, как история, журналистика крымских татар не допускали. И мы стараемся восполнить этот пробел. Кроме того, молодежь возвращается со знанием английского и турецкого языков. Турция будет стараться помогать Украине обустраивать крымских татар, она рассматривает крымских татар как элемент, связывающий Украину и Турцию. В то же время отсутствие прямого участия Турции в решении политических аспектов крымскотатарской проблемы нас вполне устраивает, поскольку лишает наших оппонентов возможности обвинять крымских татар в некоей протурецкой позиции.

     Тем не менее, нельзя не учесть, что в Турции проживает до пяти миллионов потомков крымских татар. И не налаживать с ними тесных связей было бы политической близорукостью...

     Турецких татар, чьи предки проживали в Крыму, говорят, даже около шести миллионов. Но мы должны четко понимать, что речь идет об иммигрантах, у которых корни из Крымского ханства. Они объединены в Общество крымских тюрок. Наше сотрудничество с ними также демонстративно открытое, чтобы лишить оппонентов почвы для обвинений. Мы взаимодействуем в области культуры, образования, истории, науки. Проводим коллоквиумы, круглые столы. Здесь у нас проблем нет.

     А вот контактов с казанскими татарами почти нет. Да, у нас единый тюркский язык, но культурно-исторических связей с ними меньше, чем с турками. Кроме того, политический статус Татарстана не позволяет участвовать в решении проблем крымскотатарского народа. Татарстан, с моей точки зрения, не может в обход Москвы, принимать действенное участие в наших делах. А уж отношение официальной Москвы к нашим проблемам известно. Однако, мы благодарны за тесное взаимодействие творческой и научной интеллигенции крымских татар и Татарстана.

Милрад Фатуллаев,
обозреватель "Независимой газеты",
специально для KIRIMTATAR.COM

Москва – Киев - Симферополь

 
« Предыдущая статья   Следующая статья »
Новости
Хроника событий
Фотохроника
Диаспора
Пресс-центр
Библиотека
Раритеты

Републикация любых материалов сайта допускается только по согласованию с редакцией и обязательной ссылкой.
По всем вопросам обращайтесь по email: [email protected]

Rambler's Top100