Крымские татары - этнос (народ), образовавшийся на Крымском полуострове в течение ХIII-ХV вв. В процессе формирования крымских татар приняли участие нетюркоязычные (потомки древнего населения полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, германцы, византийцы и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-булгары, племена Хазарского каганата, печенеги, кыпчаки и др.) народы. Под влиянием тюркоязычных предков и особенно кыпчаков происходила тюркизация, а со 2-й половины XIII в., после того, как Крым вошел в состав Золотой Орды, - исламизация коренного населения горно-лесной зоны полуострова, ставшей центром складывания этноса крымских татар (этноним "татар", которым ранее называли монголов, по мере тюркизации их орды в результате завоевания и включения в нее множества тюркоязычных племен, особенно кыпчаков, на Руси стал употребляться для обозначения всех тюрков; со временем образовавшаяся в Крыму европеоидная в значительной своей части тюркоязычная мусульманских этническая общность, именовавшая себя "кърымлы" - крымцы, - также стала называться "татарами", отличая себя от других татар определением "крымские").
Язык крымских татар относится к огузо-кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Крымские татары вначале входили в состав Крымского улуса Золотой Орды, с образованием в 1443 Крымского ханства стали его основным населением. После присоединения Крыма к России (1783) тысячи крымские татары эмигрировали в Турцию, затем эмиграция небольшими группами продолжалась до 2-й пол. XIX в., когда после Крымской войны 1854-1855 произошла вторая массовая эмиграция крымских татар (в течении 1860-1862 в Турцию выехали 181117 чел.). В последующие годы эмиграция продолжалась (так, в начале 90-х гг. XIX в. Крым покинуло около 30 тыс. крымских татар). Начало XX в. ознаменовалось новой волной эмиграционного движения крымских татар. Исход продолжался до 20-х начала XX в. Основными причинами выезда были обезземеливание крымских татар со стороны российских помещиков, боязнь репрессий царских властей, их русификаторская политика и ущемление национальных чувств. Важная роль играла активная агитация мусульманского духовенства за эмиграцию в Турцию. Несмотря на это, крымские татары принимали широкое участие в политической жизни России. В 1784 они на добровольных началах сформировали 5 конных дивизионов по 3 эскадрона в каждом, командирами которых были татарские мурзы (дворяне) для милиционной и караульной службы и охраны побережья. В 1806 в ходе франко-русской войны по просьбе мусульманского духовенства и на его пожертвования были сформированы 4 добровольческих конных полка: Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский (при том, что крымские татары были освобождены от рекрутского набора). Симферопольский и Перекопский полки участвовали во многих боях, особо отличились в сражениях при Прейсиш-Элау в январе 1807. Командир Симферопольского полка в этой кампании "за воинское усердие и храбрость" был награжден орденом Св. Георгия. Впоследствии эти полки в составе русской армии сражались с французами в Отечественной войне 1812, а затем, в 1814 в ее авангарде вступили в Париж. После воцарения Николая I в 1826 из лучших солдат этих полков был создан лейб-гвардии крымскотатарский эскадрон, преобразованный затем в команду лейб-гвардии крымских татар собственного Его Величества конвоя. Эскадрон конвоя размещался в С.-Петербурге и нес конвойную службу, сопровождая выезды царской фамилии, 2 эскадрона стояли в Бахчисарае и участвовали в обороне Севастополя 1854-1855, были отмечены за удаль, проявленную у Федюхинских высот. В 1877-1878 команда участвовала в русско-турецкой войне. После упразднения команды на ее базе был развернут 6-й эскадронный полк, который дислоцировался в Симферополе и по одному его эскадрону стояло в Севастополе и Бахчисарае. В 1907 полк получил название Крымский конный полк, в 1909 его почетным шефом стала императрица Александра Федоровна. В начале 1-й мировой войны полк был включен в состав 1-й армии генерала Ренненкампфа и участвовал в Восточно-Прусской операции, затем под Варшавой, на Юго-Западном фронте под Черновцами, где атаковал в конном строю противника, сидевшего в окопах, выбил его и захватил свыше 500 пленных. Многие воины полка были награждены Георгиевскими крестами. Спустя год полк участвовал в Брусиловском прорыве, в 1917 стоял насмерть в боях на реке Збруч. После октябрьского переворота полк вернулся в Крым и стал ядром антиреволюционных сил в составе войск Деникина, потом Врангеля. Вместе с остатками белой армии полк эвакуировался из Крыма. Из крымских татар целый ряд военных стали генералами царской армии, штатские - видными политическими деятелями. В 1921-1923 от голода в Крыму умерло не менее 76 тыс. крымских татар.
В результате эмиграции и голода крымские татары, составлявшие до присоединения Крыма к России абсолютное большинство населения полуострова, к концу XIX в. составляли лишь 44% его жителей, в 1921 - 25,7%, в 1926 - 25,1%, в 1939 - 19,4%. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 тысячи крымских татар сражались на всех фронтах против гитлеровцев, участвовали в партизанском и подпольном движении. Пять крымских татар удостоены звания Героя Советского Союза, Амет-хан Султан - дважды Герой Советского Союза, Сейтнафе Абдураманов и Насибулла Велиляев стали полными кавалерами ордена Славы. 18.V.1944 все крымские татары (183155 чел., главным образом старики, женщины и дети, много инвалидов войны и раненых) были насильно депортированы из Крыма. В настоящее время крымские татары реабилитированы и возвращаются на свою историческую родину. За многовековую историю своего этногенеза крымские татары создали яркую и своеобразную культуру. Они были большими мастерами садоводства, создали свыше 100 сортов яблонь и груш, персиков и айвы, миндаля, инжира, виноградарства, бахчеводства, табаководства, были непревзойденными на полуострове овцеводами. Славились крымские татары мастерством изготовления металлической посуды, выделкой кож, украшением оружия, блюдами национальной кухни. Восточным колоритом овеяна архитектура К. т., ярким образцом которой является чудом уцелевший в годы военного лихолетья и сталинских национальных экспериментов комплекс ханского дворца в Бахчисарае. Прекрасны легенды крымских татар, из которых выросла и на которых воспитывалась крымскотатарская литература. Во многих странах известны имена и произведения крымскотатарских писателей, поэтов, публицистов. Одним из них является Исмаил-бей Гаспринский (1851-1914), чтимый как великий просветитель своего народа. В настоящее время в Бахчисарае открыт его мемориальный музей. Большой популярностью у всех народов Крыма пользуются концерты крымскотатарского ансамбля "Хайтарма", выступления коллективов художественной самодеятельности.
Статья из книги Когонашвили К. Краткий словарь истории Крыма. - Симферополь, "Бизнес-информ", 1995. - С.149-152.
|