В середине февраля 2005 года состоялось юбилейное заседание Правления Землячества крымских татар, приуроченное к 10-летию образования. В нем приняли участие не только члены Правления - А.Адилов, Э.Алядинов, Р.Аппазов, Г.Бекирова, Э.Кудусов, А.Усеинов, С.Червонная, секретарь Правления Г.Дацкевич и Исполнительный директор ЗКТ М.Мухтеремов, - но и актив из рядовых членов Землячества.
В повестке дня заседания стояло два вопроса: доклад председателя Правления Э.Кудусова "Об итогах деятельности Землячества за десятилетний период" и сообщение С.Червонной о поездке в Исламскую республику Иран.
Свой доклад Эрик Кудусов начал с описания политической ситуации в первые годы последнего десятилетия ХХ века, когда Москва перестала быть центром Советского Союза, где решались все вопросы репрессированного народа.
В начале 1990-х годов крымские татары устремились в Крым. Даже из Москвы потянулись в Крым те, кто укоренился в ней ещё до войны. А те, что остались, старались любыми способами облегчить судьбу репатриантов на исторической родине. Ведь там, в Крыму, на протяжении полувека уничтожалось всё, что напоминало о существовании крымских татар. Поэтому надо было не только строить дома, но одновременно возрождать национальную культуру, промыслы и т.д. Именно эта идея сплотила передовую и активную часть интеллигенции московских крымских татар Москвы.
Так случилось, что в центре этой инициативной группы оказался Э. Кудусов. Видимо, сыграло роль его положение в Конфедерации репрессированных народов, которая в те годы располагала и деньгами и влиянием на власть (недаром же часть членов Президиума Конфедерации была автоматически переведена на службу в госаппарат). Будучи одновременно и чиновником и одним из руководителей Конфедерации, Кудусов имел возможность оказывать как моральную, так и материальную поддержку крымским татарам в Крыму. Не последнюю роль также сыграло наличие помещения, где можно было собираться и членам Конфедерации и инициативникам крымскотатарской интеллигенции. Всё это явилось предпосылкой в конце концов оформления инициативной группы в юридические рамки. Учредителями Землячества крымских татар Москвы официально стали Асан Адилов, Галия Дацкевич и Эрик Кудусов. На учредительном собрании в соответствии с Уставом, разработанном Вильданом Шемьи-заде, было выбрано Правление Землячества и его Председатель - Э.Кудусов. Таким образом, юридическая регистрация землячества состоялась именно в феврале 1995 года.
Первым значительным деянием ЗКТ в те годы можно назвать участие в воссоздании библиотечного фонда Республиканской крымскотатарской библиотеки имени И.Гаспринского в Симферополе. С этой целью из Москвы было переправлено в Крым в течение двух-трёх лет несколько тысяч книг как из частных библиотек, так и из знаменитой библиотеки им. Ленина общим весом около двух тонн.
Немаловажное значение имело создание на средства Фонда репрессированных народов короткометражного документального фильма о крымских татарах "О чем молчит Салгир", который демонстрировался и в Крыму, и в России. Заметный след оставила также передача "Старая квартира" с участием Э.Кудусова и А.Шемьи-заде, которые на протяжении 20 минут эфирного времени рассказывали о трагедии крымскотатарского народа и ее последствиях. Эта форма пропаганды трагической судьбы репрессированного народа сыграла заметную роль в реабилитации его в глазах граждан, оболваненных коммунистической клеветой. Впоследствии авторитет землячества побуждал телеканалы приглашать активистов ЗКТ для участия в различных телевизионных программах ("Свобода слова" Савика Шустера, "Времена" Владимира Познера и др.).
Другим значительным вкладом Землячества в культуру народа следует считать, по утверждению Кудусова, создание художествественных, научных, публицистических книг, которые всколыхнули не только московскую диаспору, но и всю читающую публику Крыма. Появление авторов из числа крымскотатарской интеллигенции Москвы явилось следствием востребованности их творений, которые стали читаться народом с живым интересом. Не будь этой востребованности, не появились бы книги "Следы в сердце и в памяти" Рефата Аппазова, "Голубые мустанги" Айдына Шема (Шемьи-заде), "Операция "Крымская легенда" Эдема Оразлы, "Чёрные поезда" Эрвина Умерова, "Москва и Крым" и "География Крыма в научно-популярном изложении" Эрика Кудусова, "Крымскотатарская проблема в СССР (1944-1991)" Гульнары Бекировой, работ Светланы Червонной о крымскотатарском национальном движении, об искусстве крымских татар и других.
Следует отметить, что статьи членов ЗКТ Москвы постоянно публикуются в крымских газетах и журналах и тем самым оказывают влияние на культурно-политическую жизнь Крыма. "Мы пытались выпускать и свой печатный орган - "Бюллетень Землячества крымских татар", - замечает Кудусов, - однако отсутствие денег вынудило нас остановиться после четвёртого номера. Но даже эти четыре выпуска, которые мы делали вместе с Асаном Адиловым, оставили след в памяти людей, - по этим Бюллетеням в Крыму писались студенческие научные работы, о чем я узнал совершенно случайно". Таким образом, московская диаспора в лице инициативной интеллигенции, целиком посвятила себя служению интересов крымскотатарского населения Крыма, что и было главной идеей, заложенной 10 лет назад в основу деятельности Землячества крымских татар Москвы.
"Учитывая особенность менталитета "коренных" крымских татар Москвы, то есть переселенцев, осевших здесь несколько десятилетий назад, ожидать массовости в мероприятиях, проводимых Землячеством, не приходилось, - продолжает Кудусов. - Даже традиционный сбор людей 18 мая у Соловецкого камня столицы не превышал 50-60 человек, а чаще собирал всего 25-30 человек. Однако положение изменилось, когда в Москву хлынула так называемая "третья волна" крымскотатарских переселенцев". Эта волна накатилась в Москву уже из Крыма, а не из Средней Азии, и состояла она в основном из молодёжи. Среди этих молодых людей нашлись те, которые и в новых условиях, в новом окружении не пожелали ассимилироваться и терять свою национальную идентичность.
Одним из них был Мустафа Мухтеремов, который стал организовывать выступления крымских музыкантов для крымскотатарской диаспоры Москвы. Нам в Москве как раз не хватало таких молодых людей, отмечает Кудусов, поэтому я предложил Мустафе войти под юридическую "крышу" Землячества, предложив ему вакантную должность Исполнительного директора по культурно-массовой работе, на что Мустафа охотно согласился.
Ценным "приобретением" Землячества стала недавняя выпускница прославленного Московского Историко-архивного института Российского Государственного Гуманитарного университета Гульнара Бекирова. "Как ни удивительно, - замечает Кудусов, - Гульнару для нас "открыл"... народный депутат Украины Рефат Чубаров, который обратил внимание на ее исторические исследования по крымскотатарской проблематике. Г.Бекирова оказалась не только вдумчивым профессиональным историком, но, как сейчас принято говорить, по-настоящему креативной личностью". Несколько лет назад она создала сайт "Крым и крымские татары", на котором, наряду с актуальными и историческими материалами о крымских татарах, сегодня опубликованы многие материалы Московского землячества крымских татар – в частности, книги профессора Рефата Аппазова "Следы в сердце и памяти", Эдема Оразлы "Крымская легенда", статьи и репортажи о жизни московской (и не только московской) диаспоры. Гульнара возглавляет в землячестве Информационный отдел, сменив на этом месте трагически рано ушедшего от нас Вильдана Шемьи-заде. Она готовит материалы о праздниках и заседаниях ЗКТ, проекты заявлений землячества, которые после обсуждения принимаются правлением; в ее функции входит и то, что сегодня принято называть связями с общественностью.
Львиная доля нагрузки легла на Гульнару и во время подготовки недавней акции землячества – заявления-протеста Московского землячества крымских татар в связи с намерением руководства АРК увековечить память Сталина в Крыму. Размещенное на сайте "Крым и крымские татары" заявление землячества уже спустя несколько дней нашло поддержку людей из самых разных уголков земного шара; присоединились к нему и виднейшие правозащитники, такие, как Елена Боннэр, Людмила Алексеева, Евгений Захаров и многие другие.
"Ротация и омоложение членов Правления – вполне естественное явление, - продолжает Кудусов. - Оно приносит только пользу, когда подчинено определённой идее и не приемлет кумовства. – Считаю, что и вхождение в состав Правления совсем недавно Эрнеста Алядинова – тоже удачное решение. Эрнест себя уже давно проявил, работая скромно, продуктивно и не за похвалу, а по велению сердца. С самого начала наше Правление формировалось именно из таких людей. Поэтому Эрнест органично вписался в наш идейный и творческий коллектив… А вообще я сторонник демократического, а не авторитарного управления. В моём понимании хороший руководитель не тот, кто сам все делает, но тот, кто умеет подобрать себе в помощники людей, которые умеют думать, действовать и проявлять инициативу без напоминания и понуждения. В этом - смысл демократического руководства".
Таким образом, заключает Кудусов, наша организация, начавшая свой путь с небольшой инициативной группы, насчитывающей менее десятка энтузиастов, теперь разрослась в массовое объединение, собирающее на национальные праздники, например, до трёхсот человек (при численности всей диаспоры около тысячи человек). "Безусловно, такая консолидация впечатляет, потому что далеко не каждый народ способен на такую сплочённость, тем более в наше время. Но, тем не менее, я не считаю массовость главным достоинством нашей диаспоры. Хочу подчеркнуть - самое главное, что выделяет московскую диаспору крымских татар – это её интеллектуальный потенциал".
Председатель правления остановился на разборе не только положительных, но и отрицательных моментов мероприятий, проводившихся землячеством. Так, довольно негативно он оценил действия Исмета Заатова, деятеля культуры Крыма и одновременно чиновника правительства АРК, которого пригласили на Курбан-байрам 2005 года как автора недавно вышедшей книги, а он взяв на себя роль некоего благодетеля, стал раздавать грамоты членам правления Землячества от имени правительства Крыма.
"Во-первых, - говорит Кудусов, - правительство Крыма не является нашей головной организацией, поэтому оно не имеет права нас ни поощрять, ни журить. Во-вторых, это правительство ведет враждебную политику по отношению к крымским татарам, чему свидетельством является хотя бы настойчивость, с которой оно добивается установки памятника Сталину в Ливадии. В-третьих, члены Правления Землячества вообще ни от кого не могут принимать грамоты, так как они, кроме своего народа, никому не служат. Только народ может выразить им свою благодарность. А если уж на то пошло, то как раз Правление Землячества может выразить свою благодарность Министерству культуры Крыма за предоставленную возможность пообщаться с деятелями культуры крымскотатарского народа, получающими зарплату в Министерстве культуры Крыма. Поэтому господину Заатову я бы рекомендовал, прежде чем предпринимать что-то, приехав в гости в Москву, сначала поставить в известность руководство Землячества о своих намерениях. Из вышесказанного, разумеется, не следует делать вывод, что мы не любим принимать гостей. Напротив - для нашего землячества стали подлинными событиями посещение Курбан-байрам 2003 года народным депутатом Украины Рефатом Чубаровым, недавняя встреча с замечательным филологом Адиле Эмировой, равно как и многие другие встречи с соотечественниками из Крыма и других регионов".
Поднятые Кудусовым вопросы оказались настолько животрепещущими, что обсуждение затянулось ещё на два часа. Поэтому ко второму вопросу повестки дня подошли, уже изрядно проголодавшись. А чтобы второго докладчика аудитория смогла слушать так же внимательно, решили продолжить заседание за чаепитием.
Светлана Червонная - старейший член Правления Землячества - рассказала о своей поездке в Исламскую республику Иран. Ее рассказ был выслушан с неподдельным интересом и, как и следовало ожидать, вызвал живейшую дискуссию, которая уже не регламентировалась и протекала в приятном совмещении с застольем.
|