Проект фотоальбома "Крымские татары. Хроника возвращения" возник после моей персональной выставки в Стокгольмском этнографическом музее в 1989 году.
Татары, проживающие в Стокгольме посетовали, почему я снимаю только казанских татар, когда есть татары крымские, астраханские, сибирские. Эта заразительная идея овладела мною.
В мае 1990 года я приехал в Крым. О крымских татарах я не знал почти ничего. Советская пропаганда фильтровала всю информацию о них. Кое-что просачивалось в программах радио "Азатлык", которые я тогда регулярно слушал.
"Мы вернулись!" Кок-Коз, 1990 г. Митинг в Бахсисарае, осень 1990 г.
Крым 1990 года быстро заполнялся возвращающимися на Родину крымскими татарами. Но здесь их никто не ждал. Во многих городах стояли палаточные городки, пикеты с лозунгами, требовавшими признать их право жить на Родине. В Симферополе, перед зданием правительства, шли непрерывные митинги. Под предлогом, что Крым перенаселен, власти отказывали в выделении земельных участков татарам. А тем, кому удавалось купить какое-нибудь жилье, не давали разрешения на прописку.
Правоохранительные органы постоянно проводили карательные акции. Но татары проявляли удивительную стойкость. После разгрома и избиений на месте старого пикета, уже на следующий день вырастал новый.
На первой съемке в Бахчисарае меня поразила высокая организованность и единство. Поскольку в движение нередко внедрялись агенты спецслужб, бдительные руководители пикета тщательно меня проверяли.
После знакомства с Мустафой Джемилевым и Ильми Умеровым я был допущен к съемкам. Была открыта "зеленая улица": выделялись консультанты - сопровождающие, транспорт. Однажды меня даже страховали телохранители. Была ситуация, когда ожидалось нападение ОМОНа. Телохранителям поручалось спасать пленки с отснятым материалом и моя безопасность.
Мустафа Джемилев, 1990 г.
Ильми Умеров, 1990 г.
Рифхат Гусманович Якупов, член союза журналистов Татарстана, член союза фотохудожников России - родился 29 июля 1944 года в Ижевске. В 1967 году закончил журфак Казанского университета.
В 1968 - 1986 годах работал фотокорреспондентом в молодежных газетах и журнале "Азат хатын".
С 1986 года фотограф театра им. Г.Камала. Участник и призер многих фотовыставок как у нас в стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В 1989 -1991 годах читал лекции по фотоискусству в фотошколах Стокгольма, Гетеборга, Тампере, Лахти.
C 1992 по 1997 год жил в Крыму в с.Кутлах Судакского района.
В 1996 году по заказу миссии ООН в Крыму снимал репортаж о жизни депортированных народов Крыма - крымских татар, болгар, армян, немцев, греков.
В 2005 году по приглашению организации ТЮРКСОИ (Анкара), участвовал в работе творческой лаборатории фотографов тюркоязычных стран г.Мерсин Турция.
В 2008 году в качестве гостя был приглашен в г.Мут (Турция) на конкурсные съемки пейзажей региона.
Основная тема творчества Р.Якупова - жизнь татар. В составе этнографических экспедиций он снимал различные этнические группы татар - казанских, астраханских, крымских, польских, сибирских, кряшен и мишар, в том числе и сергачских.
Его фотографии увидели свет в десятках книг и фотоальбомов.
Авторские издания и фотоальбомы 1979 - "Сабантуй", Таткнигоиздат, Казань.
1995 - "Татарское искусство Крыма", издание Берлинского университета.
1996 - "Театр им. Г.Камала"
2000 - "Конь ты мой крылатый", издательство "Рухият", г. Казань.
2000 - "Азнакай тамчылары", издательство "Рухият" г. Казань.
2002 - "Философский камень", издательство "Камский издательский дом", Набережные Челны.
2003 - Фотографическое оформление книги стихов поэтессы Мари Лундквист, Стокгольм, издательство "Бонниерс".
2005 - Этнографический атлас татар Поволжья Москва, Россия; издательство "Дизайн и картография".
Персональные выставки 1989 - Читал лекции по фотографии в пяти фотошколах Швеции. Лекции сопровождались экспозициями собственных фотографий.
1990 - "Курай" Тампере, Финляндия.
1991 - "Уходящая деревня" Стокгольм, Швеция, этнографический музей.
1991 - "Здравствуй Тбилисо!" Стокгольм, Швеция, галерея "Мира".
1994 - "Трудное возвращение" Люблин, Польша, театр NN.
1995 - " Крым. Потери и обретения" Берлин, Германия, городская библиотека; посольство Турции в Германии;
1997 - "Возвращение" Пертшах - ам - Вертерзее, Австрия, 42 Конгресс ФСНЕ.
1998 - "Этюды о Крыме" Стамбул, Турция, культурная ассоциация крымских татар Турции.
2005 - "1000 лет Казани" Хельсинки, Финляндия; издательский дом "Сааномат".
В настоящее время продолжает работать фотографом ТГАТ им. Г.Камала.
Бахчисарай пл. Ленина 1990 г.
Бахчисарай 1990 г..
Митинг в Симферополе, осень 1990 г.
Симферополь, 18 мая 1991 г.
Первый редактор газеты " Авдет" Лиля Буджурова, май 1990 г.
Акция протеста в Судаке. Лето 1990 г.
Къоз (Солнечная долина) Судак. Лето 1992 года. .
Участники пикета в Судаке вызывают мэра города для переговоров. 1993 г.
Участников пикета летом 1992 года в почёлке Къоз (Солнечная долина) под Судаком милиция посадила в автобус-душегубку и травила выхлопными газами.
Заседание инициативной группы в с.Учкоз (Новокленовка) Белогорского р-на. Здесь разрабатывалась стратегия мирного возвращения на Родину. Руководители инициативных групп отчитывались и ситуации в регионах. 1990 г.
В октябре 1990 года по центральному телевидению показали сюжет об агрессивных крымских татарах в местечке Кореиз по Ялтой. На другой день я вылетел из Казани в Крым, чтобы узнать, что здесь произошло. А произошло следующее. На этом месте стоял пикет татар, с требованием выделить им участки под жилищное строительство. Руководство местного колхоза пообещало не возражать против освоения этой территории, при условии, что участниками пикета бесплатно будет собран урожай табака с близ лежащего поля. Урожай был собран и сдан государству. Однако об обещании быстро забыли и потребовали ликвидировать пикет.
Этот милиционер на стороне татар
Далее события развивались трагическим образом. Объявив, что местные жители не желают терпеть возле себя крымских татар, местные власти набрали 200 добровольцев, готовых разогнать несговорчивых татар.
На пикет из 50 человек было совершено нападение. От вооруженной арматурой и дубинками толпы пикетчики отбились. Много людей было покалечено. Вероломство властей заключалось еще и в том, что телевидение снимало инцидент со стороны нападавших и создавалось впечатление, что обороняющиеся татары отбирают землю у "мирных крымчан".
Когда я прибыл в лагерь, здесь царила строгая дисциплина. Были выставлены сторожевые посты. Территория обносилась колючей проволокой. Готовились средства само обороны.
По данным местных жителей, симпати- зировавших татарам, готовилась крупная акция силами бойцов ОМОНа. Параллельно со мной к пикету подъехало несколько московских журналистов.
Три дня прошли в напряженном ожидании. К счастью, Аллах не дал разыграться очередной трагедии. Вскоре властями Ялты было дано распоряжение о закреплении этих участков за крымскими татарами.
Успех Кореиза - небольшой шаг вперед на пути утверждения на Родине.
В ожидании решения земельного вопроса по всему Крыму стали появляться поселки из времянок на так называемых самозахватах.
Строгановка, 1991 г.
Чадыр-Кермен, 1991 г.
Чадыр-Кермен, 1991 г.
В августе 1991 г. на самострое "Чадыр-Кермен" близ с.Молодежное под Симферополем я оказался после очередного погрома. Решившие осесть здесь крымские татары начали возводить джами (Мечеть). Вскоре ОМОН и милиция, пригнав бульдозеры, запахали в землю стены будущего храма.
Несмотря на невероятные трудности, национальному движению удалось добиться невозможного. Во многих районах Крыма власти вынуждены были уступить напору репатриантов. Стали появляться островки узаконенных поселков. Не смотря на то, что большинство возвратившихся еще не имела пристанища, необходимо было заявить властным структурам, что у татар есть свой орган самоуправления – меджлис и он будет бороться за полное восстановление всех прав коренного народа.
В июне 1991 г.в Симферополе состоялся 2-ой курултай крымскотатарского народа.
Участники 2-го Курултая, Симферополь, 1991 г.
Надир Бекиров
Мустафа Джемилев
На втором снимке - в зале заседания. Снимая этот кадр я не предполагал, что сидящая на переднем плане девушка - Эльмира Байрам-Али - активистка национального движения из Судака, через полгода станет моей женой. На третьем снимке - Надир Бекиров, руководитель политико-правового отдела меджлиса. Курултай доверил руководство Меджлисом Мустафе Джемилеву.
Отвоёванная в пикетах и политической борьбе земля предков немедленно становилась стройплощадкой.
Бахчисарай, 1990 г.
Бахчисарай, 1991 г.
Ай-Серез, 1991 г.
Сары-Су, 1990 г.
Силует стройки
Чай за труд.
За водой.
Самодельный саманный кирпич по технологии предков.Кудрино,1991 г.
84 летний Мустафа Феттаев - бывший партизан в одиночку строит себе дом Сары-Су 1990 г.
Пожилые мать и дочь построили свой дом в Бахчисарае. 1992 г.
По началу стройки напоминали цыганский табор. Бахчисарай, 1991 г.
Айше абла. Кутлах, 1991 г.
Здесь будет наш дом, сынок! Бахчисарай, 1991 г.
Заланкой, 1990 г.
Обед строителей. Заланкой, 1990 г.
Быт строителей. Бельбекская долина, 1991 г.
Соук-Су, Судак, 1991 г.
Жизнь продолжается. Соук-Су. Судак. 1991 г. Мальчик справа сейчас стал муллой Судака.
Републикация любых материалов сайта допускается только по согласованию с редакцией и обязательной ссылкой.
По всем вопросам обращайтесь по email: [email protected]