Главная Крымскотатарская проблема Исследования Исторический архив
Главная arrow Пресс-центр arrow Российские СМИ arrow Депортация народов: ностальгия по тоталитаризму
Депортация народов: ностальгия по тоталитаризму Печать
Зама (Шали, Чеченская республика)   
05.10.2024 г.

История чеченского народа полна драматическими событиями. Но, пожалуй, самыми трагическими страницами в ней по праву можно считать депортацию чеченцев в феврале 1944 года и все сопряженные с этим трагическим фактом события: заживо сожженные ищейками НКВД жители труднодоступных горных аулов и хуторов (чтобы «не возиться» с ними), расстрелянные и погребенные в общей яме стационарные больные Урус-Мартановской районной больницы, тысячи трупов, выброшенных из эшелонов по пути их следования в страшную ссылку и оставшихся лежать на снегу, не преданными земле, страшный голод и мор по прибытии в Казахстан и Среднюю Азию, неслыханные унижения и дискриминация всех без исключения ссыльных.

Эта трагедия коснулась буквально всех - не только сосланных в ту февральскую стужу, но и родившихся там, на чужбине. Казалось, что этот кромешный ад невозможно забыть ни при каких обстоятельствах.

Но время неумолимо. Любую рану, как телесную, так и душевную, оно рано или поздно, лечит. Таков закон природы. Но тем не менее мы не вправе предать забвению геноцид чеченского народа. Это не значит, что все время надо держать камень за пазухой, вынашивать идею мести. Надо просто жить и помнить об этом. Потому что «это нужно не мертвым, это нужно живым». Ведь именно о таких незабываемых страницах истории сказано поэтом Робертом Рождественским: «Помните! Через века, через года - помните! О тех, кто уже не придет никогда - помните! Каждой секундой, каждым мгновеньем - помните Хлебом и песней, мечтой и стихами - помните о тех, кто уже не придет никогда - помните.. »

Автор этих строк относится к тому поколению чеченцев, которые родились в далекой Киргизии с ярлыком «спецпереселенец». Я помню этот «рай на чужбине», рассказы своего покойного отца, как он, в первые год-два, подобно всем, разделившим с ним эту горькую участь, чтобы не умереть с голоду, ел коренья, обессилевшими руками копался в промерзшей земле на свекловичном поле, тщетно пытаясь отыскать уцелевший плод или ботву - словом, выживал, как мог. Более того, моя детская память тех далеких пятидесятых годов прошлого века хранит эпизоды той незавидной, полуголодной жизни в чужом крае. Тем не менее с каждым годом все это воспринимается все расплывчатей, менее болезненней, оно как-то отодвигается на задний план, уступая место не менее трагическим событиям позднего периода.

Тут я задаюсь вопросом: если так происходит и со мной, который сам воочию и со слов старших, был в курсе всей этой страшной трагедии, то как быть с восприятием всего этого молодыми и удержит ли их память то, что никогда не должно быть предано забвению? ! Это чревато тем, что спустя энное время, когда свидетели депортации народа в 1944 г. уйдут в небытие, из чеченской истории может просто выпасть этот 13-летний отрезок. Этого нельзя допустить.

Даже по истечении 65 лет после тех трагических событий, связанных с выселением невинных народов на чужбину, находятся желающие вновь бередить незаживающие раны в сердцах и душах необоснованно оболганных этносов В их числе и псевдоученый и «историк» И. Пыхалов, - автор книги «За что Сталин выселял народы? Сталинские депортации - преступный произвол или справедливое возмездие? » Даже само название этого опуса настораживает, допускает возможность читателя усомниться в том, что диктатор Сталин и шайка его приспешников во главе с Берия совершили неслыханное доселе в истории человечества преступление - народоубийство. Само название книги как бы подсознательно должно внушить читателю ненавязчивую мысль: может, и были у тирана Джугашвили основания для выселения чеченцев и потому это вовсе не преступление, а справедливое наказание народу за свои коварные происки в отношении северного соседа и старшего брата (по принципу: «Не бывает дыма без огня»)?

Достойным отпором на клеветническую книгу воинствующего шовиниста И. Пыхалова является документально-публицистическое издание Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева и публициста Хамзата Умхаева «Депортация народов: ностальгия по тоталитаризму», вышедшая в ЗАО «НПП «Джангар» Республике Калмыкия под редакцией А. Исмаилова 5-тысячным тиражом.

Объем книги сравнительно небольшой - 327 страниц. Полиграфическое исполнение высокое, бумага качественная. Но главное достоинство этого издания, на мой взгляд, в том, что авторы Н. Нухажиев и X. Умхаев аргументированно, основываясь на конкретных исторических фактах и архивных документах, дают отпор сталинисту Игорю Пыхалову, который смотрит на все нерусское, как разъяренный бык на красную материю в руках тореадора.

«Стряпня Пыхалова, пишут авторы, предваряя свой ценный труд, основанный на весьма сомнительных документах царской охранки, органов ГПУ, НКВД и НКГБ, некоторых историков и военных, обслуживающих официальную имперскую политику властей, насквозь пронизана патологической ненавистью и нетерпимостью к инородцам. Все свидетельства, приводимые им в своей книге - это свидетельства стороны, которая творила эти беззакония и, поэтому, они не могут быть приняты как объективные. Правосудие, где полноправным участником процесса и истцом является государство, а ответчиком - народы, не имеющие даже право голоса - это правосудие, основанное на праве силы. А правовое демократическое государство, каковым считает себя Россия, предполагает правосудие, основанное на силе права» Лучше не скажешь.

Далее Н. Нухажиев и X. Умхаев предупреждают, что «попытки обосновать расовую теорию (а обвинить преступными целые народы могут себе позволить только расисты), ревизировать решения советского руководства о признании преступными действия режима Сталина по депортации народов, являющиеся главной целью сочинения Пыхалова, могут иметь весьма печальные последствия для современной России. Это своего рода бомба, заложенная под единство и целостность многонационального государства. И разрушителями в данном случае являются не его народы, добивающиеся равноправия, а его «охранители», не желающие освободиться от вековых имперских предрассудков.

В своей книге Н Нухажиев и X. Умхаев защищают честь и достоинство не только чеченского и ингушского народов, но с не меньшим упорством доказывают они неправомерность репрессивных действий преступного сталинского режима в отношении крымских татар и прибалтийских этносов Им посвящены отдельные главы книги, рассказывающие об истории этих народов, характеризующие конкретную историческую обстановку периода депортации указанных этносов. При этом авторы ссылаются на конкретные архивные документы, приводят точные цифры, дающие читателям четкие представления о количестве добровольцев представителей депортированных народов - мужественно сражавшихся на тот период на фронтах Великой Отечественной войны. Доказательная база Н. Нухажиева и X. Умхаева напрочь отметает «довод» злоПыхало-ва об отсутствии патриотизма у депортированных народов.

О масштабах преступления века - депортации народов - и его страшных последствиях свидетельствуют десятки архивных документов, приведенных авторами в своей книге. В этом особая ценность издания. Приведу лишь один документ.

Каково же должно было быть положение спецпереселенцев, если в ноябре 1944 года сам организатор чудовищного преступления - депортации народов - народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. Берия пишет на имя заместителя председателя Совнаркома СССР А. Микояна письмо следующего содержания: «Подавляющее большинство колхозов Киргизской ССР и значительная часть колхозов Казахской ССР не имеют возможности оплатить спецпереселенцам - колхозникам отработанные трудодни ни зерном, ни другими видами продовольствия.

В связи с этим 215 тысяч спецпереселенцев с Северного Кавказа, расселенных в колхозах Киргизской и Казахской ССР остаются на зиму без продовольствия.

Учитывая это, полагал бы необходимым для обеспечения особо нуждающихся в продовольствии спецпереселенцев с Северного Кавказа выделить в распоряжение СНК Киргизской и Казахской ССР, целевым назначением, продовольственные фонды, хотя бы в минимальных размерах, из расчета на одного человека в день: муки - 100 гр. крупы - 50 гр. соли-15 гр. и сахара для детей - 5 гр. на период с 1 декабря 1944г. по 1 июля 1945 г.

Для этого требуется: муки - 3870 т, крупы - 1935 т, соли - 582 т, сахара - 78 т. Проект постановления СНК прилагаю».

На это письмо из Наркомата Заготовок Союза ССР на имя А. И. Микояна 29 ноября 1944 года пришел лаконично-циничный ответ за подписью заместителя Наркомата Д. Фомина: «Наркомат Заготовок по состоянию ресурсов не считает возможным выделить муку и крупу для снабжения спецпереселенцев и просит ходатайство тов. Берия отклонить».

Отдельной благодарности читателей заслуживают авторы книги Н. Нухажиев и X. Умхаев за приведенные в издании бесценные архивные документы, не потерявших для нас свою актуальность до сих пор. Это знаменитое письмо 1-го военного комиссара Чечни, писателя-правозащитника А. Костерина Первому секретарю ЦК КПСС, Н. С. Хрущеву; письмо «В Президиум ЦК КПСС», подписанное бывшими красными партизанами Гайсумовым, Татаевым, Эльмурзаевым, рабочим Матаевым, колхозником Гайсумовым, служащим Зязиковым и депутатом Ташухаджиевым; мужественное письмо Халида Ошаева осетинскому писателю Хаджи-Мурату Мугуеву; послание писателей И. Базоркина, Д. Яндиева, X. Муталиева и Б Зязикова в Призидиум Центрального Комитета КПСС тов. Суслову (копии: в Дагестанский обком партии, правление Союза советских писателей и Правление ССП Дагестана). Здесь речь идет о злополучном стихотворении Расула Гамзатова «Имам», в котором есть такие строки:

«Так закончил Имам двадцатипятилетие обмана,

Издыхать - он и то не вернулся уже.

Труп чеченского волка, ингушского змея - Имама

Англичанин зарыл в песчаный арабский курган».

Уверен, не без гордости и восхищения ознакомятся читатели книги и с текстом речи, произнесенной чеченским писателем Магомедом Мамакаевым на совещании советских историков в Москве 16 ноября 1956 года. Говоря сегодняшним языком, это мастер-класс истинного патриота, гуманиста, настоящего Къонаха и писателя М. Мамакаева.

В русской классической литературе бытует мнение, что написав роман «Что делать? », Н Г. Чернышевский совершил свой жизненный и гражданский подвиг. По аналогии с этим смею утверждать, что написав книгу «Депортация народов: ностальгия по тоталитаризму», главный правозащитник республики Нурди Нухажиев и публицист Хамзат Умхаев совершили жизненный и гражданский подвиг. Кхид1а йолчу хенахь а, тахана санна, нох-чийн къоман яхь, юьхь ларъ-ян Дала ницкъ а, доьналла а лойла цу шинна Дела реза хуьлда1

Ни в коей мере не умаляя достоинства этой книги, следует отметить, что в ней встречаются корректорские погрешности. Думается, авторы учтут это при переиздании своей работы.

Ахмед БАРЗАНУКАЕВ, гл. редактор Аргунской городской газеты «Аргун», заслуженный журналист Чеченской Республики.

P.S. В последние годы в республике интенсивно издается множество книг - разнообразных по жанрам, тематике и объему. И, как правило, их выпуск кем-то спонсируется, хотя тиражи потом, по специальным разнарядкам, в буквальном смысле навязываются читателям через министерства, ведомства, горрайадминистрации. Иной раз помножишь стоимость одного экземпляра книги на весь тираж - выходит кругленькая сумма.

А в данном случае весь 5-тысячный тираж книги Н. Нухажиева и X. Умхаева распространен бесплатно. Как говорится, комментарии излишни.

 
« Предыдущая статья   Следующая статья »
Новости
«Май 2011 
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031         
Хроника событий
Фотохроника
Диаспора
Пресс-центр
Библиотека
Раритеты

Републикация любых материалов сайта допускается только по согласованию с редакцией и обязательной ссылкой.
По всем вопросам обращайтесь по email: [email protected]

Rambler's Top100