Доклад председателя Меджлиса крымскотатарского народа на Всемирном конгрессе крымских татар
г.Симферополь, 19 мая 2009 г.
(Перевод с крымскотатарского языка)
Уважаемые участники 1-го Всемирного конгресса крымских татар,
Уважаемые гости,
После распада СССР многие народы, населявшие эту страну, провели свои всемирные конгрессы. Основными целями этих конгрессов были восстановление нарушенных в годы тоталитарного режима связей со своими соотечественниками, мобилизация потенциала диаспоры для решения культурных, социальных и политических проблем своего народа, своей страны. Мы тоже еще много лет назад на сессии своего Курултая вели разговоры о необходимости проведения Всемирного конгресса крымских татар, но оказалось, что это не очень легкая задача. Конечно, все эти годы мы старались поддерживать тесные связи со своими соотечественниками за рубежом, учредили даже свои представительства в нескольких странах, но до сего дня реализовать задачу по созыву всемирного конгресса не удавалось.
Во-первых, у нас нет своей государственности или автономии со своим бюджетом, который позволял бы проводить, когда нам хочется такие дорогостоящие мероприятия. Но главное даже не в этом. Одним из стержневых является вопрос о том, каковы должны быть результаты нашего Всемирного конгресса. Лишь обменяемся мнениями и разойдемся до следующего конгресса через несколько лет или же создадим какую-то постоянно действующую структуру со своими конкретными целями и задачами? Если это так, то каковы будут взаимоотношения этой структуры с высшими представительным органом народа - Курултаем? Если эта создаваемая структура будет избираемым органом, то кем она должна избираться, то есть, по какому критерию давать право голоса участникам Всемирного конгресса, кого считать делегатами конгресса, а кого почетными гостями?
В конечном счете, возобладало мнение, что делегатами Конференции должны быть в определенной пропорции (по 3 человека) в первую очередь представители наиболее организованной и политически активной части соотечественников, как в Крыму, так и за его пределами.
Конечно, в этом решении есть определенные изъяны. Во-первых, если говорить о том, что правом голоса должны пользоваться только уполномоченные представители крымскотатарских организаций, то получается, что значительная часть крымских татар, которые не входят ни в какие организации, оказываются не представленными в Конгрессе.
Во-вторых, есть существенная разница между самими организациями. Есть организации, которые достаточно многочисленны и известны своими конструктивными делами, но есть и такие, которые только числятся или состоят из 3-4 человек, и основная деятельность которых сводится только к критике тех, кто что-то пытается делать. Я не знаю, есть ли в странах, откуда приехали наши делегаты и гости, «национальные партии», которые состоят из 7-8 человек, но у нас они есть, и, причем, их несколько.
Таким образом, по поводу формирования делегатского состава нашего Конгресса, а также структуры, которая, возможно, будет создана Конгрессом, формы взаимоотношений этой структуры с Курултаем и Меджлисом крымскотатарского народа вопросов достаточно много и нет возможности сейчас дать на них однозначный ответ. К сожалению, некоторые наши соотечественники, как в Крыму, так и из числа диаспоры, вместо того, чтобы принять активное участие в обсуждении этих вопросов и дать свои конструктивные предложения, если они у них имеются, встали в позу и заявили, что не будут участвовать в Конгрессе, поскольку, по их мнению, неверен принцип формирования списка делегатов и гостей, не нравится место, где намечено провести Конгресс, не устраивает город, где решили провести совещание оргкомитета по подготовке к Конгрессу и т.п. А одна маленькая группировка заявила, что не будет участвовать в Конгрессе, поскольку им заранее известно, кто будет избран президентом Конгресса, а этот человек им, оказывается, очень не нравится. Но, слава Аллаху, людей с такого рода мышлением оказалось ничтожное меньшинство, и наш Конгресс является достаточно представительным.
Одним из условий для крымскотатарских организаций, действующих на территории Украины, было то, что они должны признавать решения Курултая крымскотатарского народа. Вокруг этого условия было много разного спекуляций и упреков о том, что мы якобы собираем на конференцию только лояльных к Меджлису организации и закрываем двери перед теми, кто думает иначе.
Я напомню, что Курултай крымскотатарского народа не клуб однодумцев, а является демократически избранным высшим представительным органом нации и в выборах делегатов Курултая принимают участие все крымские татары, проживающие на территории Украины, независимо от того, кто как думает. И если какая-то группа не признает решения высшего органа своего народа и считает единственно правильной только свою точку зрения, то есть ли смысл собираться с такого рода людьми и вместе с ними принимать решения? Наверное, все-таки нет, поскольку заведомо известно, что они не будут выполнять и решения Конгресса.
Тем не менее, все аспекты, связанные с созывом настоящего и будущих наших конгрессов, которые вызывают сомнение, полагаю, будут здесь обсуждены и я надеюсь, что мы придем к наиболее оптимальному решению.
На наш Конгресс в качестве гостей приглашены ветераны крымскотатарского Национального движения, известные правозащитники бывшего СССР, представители дипломатических миссий стран, аккредитованных в Украине, и в первую очередь тех стран, где приживают крымские татары, и стран, которые в той или иной мере участвуют в решении проблем крымскотатарского народа, представители некоторых международных организаций, представитель Президента Украины в Крыму, представители руководства Украины, руководители АРК, различных национальных организаций Крыма и Украины.
Я сердечно благодарю всех гостей, которые откликнулись на наше приглашение и сегодня присутствуют в этом зале.
Крымские татары, наверное, являются единственной в мире нацией, диаспора которой в десятки раз превышает численность крымских татар, проживающих на своей родине. Правда, если исходить из определения термина «диаспора» как лиц определенной национальности, которые живут вне пределов своей родины, но смогли сохранить свой родной язык, свою национальную идентичность и национальную культуру, то число нашей диаспоры, видимо, сократится в несколько раз. Так сложилась наша судьба.
Эмиграция крымских татар, как известно, началась сразу после падения Крымского ханства и аннексии Крыма в 1783 году Россией. С разным уровнем интенсивности, в зависимости размеров беззаконий оккупационных властей по отношению к коренному населению, эмиграция продолжалась вплоть до установления в Крыму большевистской власти, когда границы между соседними странами были наглухо закрыты.
Точных цифр об общем количестве эмигрировавших из Крыма и погибших в пути не имеется, но оценкам известного просветителя И.Гаспринского, опубликованным в его газете «Терджуман», к 1905 году Крым покинули около миллиона крымских татар. По оценкам же современного историка Хакана Кырымлы за период с 1783 гола по 1922 г. эмигрировало около 1 миллиона 800 тысяч человек. К моменту окончательного установления советской власти крымские татары были на своей родине численным меньшинством и составляя всего лишь 25 % населения полуострова.
Последовавшие после установления советской власти голод 1921-23 годов и следующий голод 1932-34 годов унесли еще десятки тысяч жизней. Показательно то, что около 75 % погибших от голода были крымские татары, хотя они составляли всего четверть населения полуострова. Известно также, что присланная голодающим продуктовая помощь из Турции, которая, кстати, после только что закончившейся там освободительной войны сама находилась в очень тяжелом положении, не была передана умирающим от голода, а отгружалась в вагоны и отправлялась в сторону Москвы. Поэтому есть основания утверждать, что этот голод, также как и украинский Голодомор 1933-36 годов, унесший около 9 миллионов жизней, имел целенаправленный характер, поскольку крымские татары, как и украинцы, считались наиболее контрреволюционной, то есть не приемлющий большевистскую идеологию частью населения образовавшейся коммунистической империи.
Тысячи семей крымских татар были выселены из Крыма в годы коллективизации в конце 30-х годов прошлого столетия, как не достаточно по советским меркам бедные и отрицательно относившиеся к строительству колхозов. Одновременно арестовывались и расстреливались по обвинению в недостаточной лояльности к советской власти наиболее видные деятели крымскотатарской интеллигенции.
Тотальная депортация крымскотатарского народа в 1944 году, бесспорно, имела целью окончательное уничтожение крымскотатарской нации и превращение Крыма в рядовую русскую область. Даже по официальным сведениям советских органов, в первые два года после депортации погибло 38 % процентов крымских татар, а согласно исследованиям, проведенным самими крымскими татарами, эта цифра достигает 46 %. Поэтому с полным на то основанием крымские татары добиваются того, чтобы преступление, совершенное советским режимом против крымскотатарского народа, квалифицировалось как геноцид. Об этом свидетельствует также и то, что повсеместно в Крыму уничтожалось все культурное наследие крымскотатарского народа, переименовывались в Крыму все наименования городов и сел, были уничтожены все мусульманские кладбища.
Национальное движение крымских татар с требованием вернуть народ на родину и восстановить все попранные сталинским режимом его права развернулось и вскоре приобрело массовый характер через несколько лет после смерти диктатора И.Сталина, поскольку, во-первых, было некоторое послабление и уже не сразу расстреливали за выражение собственных взглядов и законных требований, а применялись менее каннибальские методы расправы. Во-вторых, в 1956 году был снят с крымских татар режим спецпереселенцев, ограничивающих их передвижение в радиусе 4 км и запрещающий покидать места спецпоселений, а в третьих, сама Коммунистическая партия на своих ХХ и ХХ11 съездах в 1956 и 1961 годах признала депортации народов при Сталине преступными и приняла решение о возвращении некоторых депортированных народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков) на свои национальные территории и восстановлении их автономий.
О Национальном движении крымских татар опубликовано, особенно, в последние годы довольно много серьезных трудов, и я не буду на нем останавливаться. Скажу только несколько слов об основных его принципах, которых наше Национальное движение в целом придерживается и по сей день.
Разумеется, у нас было, как и в любом демократическом движении, несколько разного рода течений, которые придерживались разных методов борьбы и иногда даже враждовали между собой. Но я сейчас говорю о главном направлении нашего Национального движения, которое имело наибольшее влияние среди соотечественников.
Во-первых, принцип ненасилия. За все годы нашего Национального движения не было совершено ни одного убийства, ни одного террористического акта, хотя репрессии властей в отношении крымских татар были суровыми и жестокими. Правда в середине 60-х годов в г.Гулистане был убит один явный доносчик и провокатор, который по заданию властей активно работал против Национального движения, но это убийство не было санкционировано Национальным движением, а инициативная группа крымских татар г.Гулистана выпустила даже по этому поводу специальное заявление с осуждением подобных методов.
Во-вторых, придерживаться в действиях законов страны проживания и международно-правовых норм в области прав человека. В тех же случаях, когда внутреннее законодательство противоречит международным нормам, то приоритет отдавать международным. Например, советская конституция также содержала статьи, предусматривающие свободу слова, свободу митингов и демонстраций, но с оговоркой, что эти права должны использоваться в интересах укрепления советского строя. Мы же предпочитали руководствоваться принятой ООН и подписанной советским государством Всеобщей декларацией прав человека, где эти права, естественно, не обуславливаются необходимости укреплять тот или иной политический строй. То есть, опираясь на статьи 19 и 20 Всеобщей декларации прав человека, мы старались широко распространить информацию о положении крымских татар, не считаясь с государственными границами, проводить собрания, митинги и демонстрации в защиту своих прав, независимо от того, нравится это властям или нет. Разумеется, это вызывало ярость властей и на активистов Национального движения обрушивались репрессии.
Таким образом, несмотря на мирный и демократический характер нашего Национального движения, сотни наших людей провели свои годы в советских тюрьмах и лагерях, избиты и искалечены за участие в демонстрациях, а некоторые поплатились жизнью.
Третий принцип – принцип солидарности. То есть не концентрироваться только на собственных проблемах, а быть солидарными со всеми, кто борется за собственные гражданские, религиозные или национальные права.
Благодаря этим принципам крымскотатарское Национальное движение приобрело большое число друзей, значительно повысило свой авторитет и стало одной из мощных составных правозащитного движения в СССР.
Эти принципы позволили нам обеспечить возвращение из мест депортации и обустройство значительной части наших соотечественников без кровопролития и больших столкновений, хотя в целом отношение к репатриантам в Крыму было, мягко говоря, далеко не дружественным и поводов для столкновений было значительно больше, чем в тех регионах бывшего СССР, где развернулись кровавые межнациональные вoйны.
Незадолго до распада СССР в январе 1991 года по инициативе Кремля в Крыму был проведен референдум, вполне прогнозируемее результаты которого давали возможность создать крымскую автономную республику, которая имела бы право при необходимости или объявить свою полную независимость, или же присоединиться к России. Одновременно была развернута мощная пропаганда о необходимости пересмотра решения 1954 г. относительно передачи Крыма в состав Украины и возвращении его в состав России.
Крымские татары, которых к этому времени в Крыму стало уже около 100 тысяч человек, разумеется, были категорически против подобных планов. Они бойкотировали референдум и заявили, что никто не вправе решать вопрос о статусе Крыма без учета воли его коренного народа.
Тем не менее, по итогам этого референдума парламент Украины утвердил создание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, которая после получения независимости Украины была переименована в Автономную Республику Крым.
В июне 1991 года мы провели первый после 73-летнего перерыва Курултай крымскотатарского народа, где приняли Декларацию о суверенитете крымскотатарского народа, избрали высший представительный орган нации – Меджлис, имеющий право представлять крымскотатарский народ в периоды между сессиями Курултая. Затем были проведены выборы и во всех местах проживания крымских татар избраны местные и региональные меджлисы. Таким образом, мы создали свои органы национального самоуправления.
Разумеется, ни Меджлис крымскотатарского народа, ни местные меджлисы не являются параллельными структурами власти. Они созданы для еще большей консолидации нашего народа и более эффективного отстаивания законных прав крымских татар.
В принятой на Курултае Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа были слова:
«Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымскотатарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом»
Эти слова Декларации уже в течение многих лет цитируются различными нашими недругами и комментируются в различного рода публикациях как доказательство того, что крымские татары добиваются создания своего независимого государства и представляют угрозу для целостности Украины. Если бы эта Декларация писалась в наши дни, то она, очевидно, содержала несколько иные слова и её тональность, видимо, была несколько иной. Но она была написана еще в годы советской власти, когда Украина еще не обрела независимости и угроза отсоединения Крыма от Украины была достаточно реальной, то есть Декларация была направлена против реальных сепаратистских тенденций. Позднее, уже после провозглашения независимости Украины, были приняты ряд документов, где четко говорится о том, что нашей целью является восстановление нашей национально-территориальной автономии в рамках независимого демократического украинского государства.
Более того, крымские татары в настоящее время являются основной организованной силой, противостоящей сепаратизму, сторонниками строительства сильного демократического украинского государства, интегрированного в евро-атлантическое сообщество. Мы также считаем, что в целях обеспечения своей национальной безопасности и территориальной целостности Украине следует добиться скорейшего вывода из Севастополя Черноморского флота и стать полноправным членом НАТО. Большинство же не крымскотатарского населения полуострова, свыше 70 %, настроены пророссийски, а их лидеры открыто выступают за присоединение Крыма к России. Коммунисты же, которые в Крыму все еще являются довольно влиятельной политической силой, выступают за восстановление СССР, хотя бы в форме некоего Союза славянских государств, то есть объединения России, Украины и Белоруссии. Поэтому к той неприязни к крымским татарам, которая в течение десятилетий внедрялась среди переселенцев в Крым из России советской пропагандой для оправдания своего преступления перед этим народом, прибавляется еще и то, что крымские татары в настоящее время являются политическими оппонентами большинства населения Крыма, состоящего преимущественно из послевоенных переселенцев и их потомков, поскольку у нас совершенно противоположные видения будущего Крымского полуострова.
Возвращение крымских татар было довольно трудным, поскольку никто их, как говорится, с распростертыми объятиями не встречал. Печать была заполнена публикациями, что крымских татар выселяли в 1944 году вполне обоснованно, что у них в Крыму очень агрессивные планы, что простых крымских татар, которые хорошо жили в Средней Азии, вынуждают переселяться в Крым их националистически и антисоветски настроенные лидеры, что они создают вооруженные отряды и т.п. Согласно проведенным в 1989 году Министерством внутренних дел секретным социологическим исследованиям, более 80 % жителей Крыма высказывались против возвращения крымских татар. Почти на 100 % были против возвращения крымских татар те люди, которые проживали в домах депортированных. Активно распространялись слухи, что крымские татары собираются забирать обратно отнятые у них при выселении дома, вырезать их жильцов и т.п.
Впрочем, подобного рода пропаганда продолжается и по сей день. Если вы ознакомитесь с кое-какими российскими и русскоязычными газетами в Крыму, где есть статьи, связанные с крымскими татарами и, особенно, с так называемыми «форумами» в Интернет-сайтах, где публикуются разного рода мнения без указания авторов, то натолкнетесь на такую ненависть к крымским татарам и даже у украинцам, которую, наверное, вряд ли можно встретить в какой-либо цивилизованной стране во взаимоотношениях между народами.
И, как следствие, очень часто совершаются акты вандализма в отношении мечетей, кладбищ, памятникам жертвам депортации крымских татар, офисов Меджлиса и т. п
Все эти акты вандализма, как правило, остаются безнаказанными, поскольку в руководстве правоохранительных органов зачастую находятся люди, взгляды которых в отношении крымских татар не многим отличаются от взглядов тех, кто совершает эти преступления.
Приведу лишь один пример. С момента созыва Курултая в 1991 году только на центральный офис Меджлиса в Симферополе было совершено более 10-ти ночных нападений – бросали зажигательные бомбы, закидывали камнями и разбивали окна, обливали стены красками, обстреливали, писали на его стенах антитатарские лозунги и т.п., но ни одно из этих преступлений не было раскрыто и никто не был задержан. Более того, делается попыткавалить ответственность за эти преступления взвалить на самих же крымских татар. Предпоследнее нападение на офис было в марте этого года – камнями разбили стекла, а затем обстреляли резиновыми пулями. Через день управление милиции сделало по этому поводу официальное заявление, где говорится, что это сделали сами сотрудники Меджлиса для того, чтобы создать напряженность и вызвать беспорядки перед 65-ой годовщиной депортации и созывом Международного конгресса крымских татар. В любой цивилизованной стране за подобного рода безответственные и провокационные, как минимум, последовало бы немедленное увольнение с работы и даже привлечение к уголовной ответственности, но ожидать такого в Крыму не приходится.
Дух шовинизма и неприязни к крымским татарам господствует и в структурах власти автономии, существует неприкрытая дискриминация крымских татар при приеме на работу. Достаточно сказать, что хотя крымские татары составляют уже около 13-14 % населения автономии, в органах власти их представительство на уровне лишь 4-5 %.
Я это говорю к тому, чтобы представители нашей диаспоры, которые намерены заняться какой-либо предпринимательской деятельностью на своей исторической родине, имели достаточное представление о царящей здесь атмосфере в отношении крымских татар и не удивлялись тем беззакониям и трудностям, с которыми они здесь могут столкнуться. Но я надеюсь, что эти трудности их не спугнут.
В настоящее время в Крыму проживают около 280 тысяч крымских татар, что составляет около 13 % населения автономии. В г.Севастополе, который является отдельной административной единицей и не входит в состав автономии, с населением около 380 тысяч человека, крымские татары составляют менее 1 %. Расселены крымские татары довольно дисперсно, ни в одном районе Крыма они не составляют большинства. Существуют также около 300 новых населенных пунктов крымских татар. Около 72 % возвратившихся на родину крымских татар проживают в сельской местности.
За пределами Крыма на территории бывшего СССР, преимущественно в Узбекистане, по нашим оценкам, остаются еще около 150 тысяч наши соотечественников. Подавляющее большинство их, конечно же, хотело бы возвратиться на свою родину, но не могут, в первую очередь по экономическим причинам.
Нынешнее положение крымских татар на своей родине, конечно, значительно отличается от того, в каком они были в первые годы возвращения, когда тысячи людей были вынуждены жить в палатках, но не разрешенных проблем, том числе правовых, социальных, культурных, образовательных и других, остается еще очень много. И одной из главных целей нашего Конгресса – это поиск путей для разрешения этих проблем, привлечение для этих целей потенциала нашей диаспоры.
После падения своего государства крымские татары, как известно, переселялись на территорию Османской империи. Близость крымскотатарского языка к турецкому, близость культур, общность религии и отсутствие какой-либо дискриминации в отношении крымских татар на территории империи, естественно, способствовали растворению иммигрантов среди турецкого населения. Сохраняли свою идентичность и свое наречие только те крымские татары, которые компактно проживали в отдельных поселениях.
Драматичной оказалась судьба крымских татар, поселившихся в Румелии, т.е. европейской части Османской империи, особенно в районе Добруджи. Следствием неудачных для Османской империи войн 1828-29 и 1877-78 годов и оккупации значительной части Румелии российскими войсками стали этнические чистки и вытеснение мусульманского населения, в том числе и крымских татар, из занятых регионов. Значительная часть оставшихся в живых крымских татар была вынуждена переселиться в Анатолию. Положение их еще больше ухудшилось, когда после Второй мировой войны на этих территориях, то есть в Болгарии и Румынии, были установлены коммунистические режимы. Грубая ассимиляторская политика режима Тодора Живкова в Болгарии в конце 80-х годов прошлого столетия, когда людей принуждали даже менять свои имена и фамилии на болгарские, вызвал новый отток тюркского населения, в том числе и крымских татар, на территорию Турецкой Республики.
В 20-е годы прошлого столетия руководство, созданной в октябре 1921 года Крымской автономной республики во главе с Вели Ибраимовым планировало переселить в Крым остающихся в районе Добруджи крымских татар. Но этим планам не суждено было осуществиться, а сам В.Ибраимов был вскоре арестован и в 1928 году расстрелян.
Несколько тысяч крымских татар оказались за пределами своей родины во время Второй мировой войны – преимущественно те, которые были вывезенные на работы в Германию нацистскими войсками и советские военнопленные. После окончания войны многие из них были переданы советским властям, и большинство из них закончило свою жизнь в советских лагерях.
Крымскотатарская диаспора в США, в некоторых странах Америки и Европы образовалась преимущественно после Второй мировой войны за счет переселенцев из Германии, Австрии и Турции. Они не проживают в этих странах компактно. Отсутствие школ на родном языке, смешанные браки, полная изолированность от своего народа, который в 1944 году был депортирован из Крыма, способствовали растворению значительной части в этих странах среди остального населения.
Однако, несмотря на оторванность диаспоры от своего народа советским «железным занавесом», она внесла определенный вклад в Национальное движение своего народа.
Многочисленные произведения проживающего в Лондоне писателя Дженгиза Дагджи, деятельность представителей крымских татар в парижской организации «Прометей» и созданном в Мюнхене после 2-й Мировой войны Антибольшевистском блоке народов, деятельность Национального центра крымских татар в Турции во главе с бывшим военным министром образованной в 1917 году Крымской республики Джафером Сейдаметом, выпуск в течение нескольких лет в Германии журнала «Дерги» под редакцией Эдиге Кырымала – автора книги «Национальная борьба крымские татар» (Der Nationale Kampf der Krimtürken) и другие его публикации, издаваемый в течение нескольких лет в США журнал Мубеййина Бату Алтана «Crimen Review», издание в течение десятков лет сперва в Румынии а затем в Турции основанного Мюстеджип Улькюсалом журнала «Эмель», деятельность Национального Центра крымских татар в Нью-Йорке во главе с Фикретом Юртером и покойным Меметом Севдияром , функционирование в различных странах крымскотатарских общественно-политических и культурных центров, выпускаемые ими многочисленніые журналы, несомненно, оказали содействие сохранению хотя бы части нашей национальной культуры, сохранению национальной идентичности хотя бы части крымскотатарской диаспоры, распространению информации о трагедии и нынешнем положении крымских татар. Всем этим соотечественникам чистосердечно признательны..
В наше время, когда уже нет «железного занавеса» и люди могут свободно обмениваться информацией, пересекать государственные границы и видеться друг с другом, возможности для служения делу возрождения своего народа, разумеется, многократно расширяются. И мы надеемся, что наши соотечественники, проживающие в различных странах мира, этими возможностями воспользуются в полной мере.
Проблем, решению которых может содействовать наша диаспора, полагаю достаточно много. В рамках нашего конгресса предусмотрены пять секционных тематических сессий, в ходе которых эти проблемы будут рассматриваться детально. С вашего позволения, я хотел бы затронуть лишь несколько вопросов, которые, я полагаю, должны быть непременно обсуждены на нашем Конгрессе.
Как вам известно, в 1991 году мы проводили международную конференцию по проблеме возвращения крымскотатарской письменности на латинскую графику, а через несколько месяцев Курултай принял по этому вопросу окончательное решение. Принимая решение о форме букв латинской графики для крымскотатарского языка, мы учитывали нынешнюю ситуацию в области полиграфии, компьютерной техники, опыт перехода на латинскую графику других тюркских народов, а также тот факт, что наибольшее число крымских татар проживает на территории Турецкой Республики. Поэтому мы отказались от некоторых знаков, которые были в латинской крымскотатарской письменности до 1938 года, и приняли вариант, максимально приближенный к нынешней турецкой графике. В Румынии же, как известно, наши соотечественники пользуются алфавитом, который содержит несколько знаков, которых нет в принятом нашим Курултаем алфавите. Полагаю, что нам следует обсудить эту проблему и принять решение о едином алфавите для крымских татар во всем мире. Очень важно, чтобы каждый крымский татарин мог прочесть любую газету или книгу на родном языке в какой бы стране они ни была издана. На базе этого алфавита, полагаю, необходимо нашим ученым разработать, издать и широко распространить единый орфографический словарь крымскотатарского языка
Духовное объединение наших соотечественников во всем мире и тесное сотрудничество между ними невозможно, если между ними не будет достаточно интенсивного обмена информацией. В Крыму сейчас функционирует учрежденное ровно 3 года назад Крымское информационное агентство, которое ежедневно на 5 языках (на крымскотатарском, украинском, русском, английском и турецком языках) выдает около 70-80 информационных сообщений, преимущественно связанных с событиями в Крыму и с жизнью крымских татар во всем мире. Сейчас большинство турецких газет, публикующих сообщения о Крыме, ссылаются на сообщения нашего агентства. Очень важно, чтобы это информационное агентство было доступным для каждого крымского татарина во всем мире. Если вход в сайт агентства, как и в настоящее время, будет оставаться платным, то необходимо обеспечить на него максимально большую подписку наших соотечественников. Конечно, было бы лучше, если вход на сайт стал бесплатным, но тогда необходимо изыскать источники для технического оснащения и оплаты труда сотрудников агентства.
Необходимо иметь вещающий круглосуточно через спутник крымскотатарский телевизионный канал. Этот канал будет иметь очень важное значение не только в плане обеспечения информацией, но и значительно будет способствовать усвоению нашими соотечественниками как в Крыму, так и в среде диаспоры, родного языка и сохранению национальной идентичности. Конечно, это очень дорогостоящее мероприятие, но и значение его для возрождения нашего народа огромно. В первую очередь, необходимо, чтобы функционирующие сейчас в Крыму крымскотатарские радиостанция «Мейдан» и телеканал «АТР» смогли охватывать весь Крымский полуостров.
Чрезвычайно важной является подготовка молодых кадров во всех областях знаний. Мы заинтересованы в том, чтобы наши дети получали образование не только в Украине, но и в других странах мира. Это расширяет кругозор детей, создает связующее звено между крымскими татарами и другими странами мира, обеспечивает овладение в совершенстве языком той страны, где они обучаются. Мы признательны Турецкой Республике, которая ежегодно выделяет 20-30 мест для детей крымских татар в достаточно престижных вузах Турции. Но мы бы хотели, чтобы наши дети обучались в вузах и других стран. В этом плане, полагаю, наша диаспора могла бы предпринять какие-то усилия, чтобы обеспечить обучение нескольких наших детей в вузах тех стран, где они проживают. Было бы также желательно, чтобы побольше детей из нашей диаспоры приезжали на обучение в вузах Крыма и Украины. Уровень образования в вузах Украины достаточно высокий, но главное то, что приезжающие сюда на обучение дети из нашей диаспоры могли бы ближе знакомиться с проблемами своей исторической родины, своего народа и в перспективе внести свой вклад в дело его возрождения.
Наша диаспора могла бы содействовать поступлению инвестиций в экономику Крыма, в развитие одной из главных её доходных отраслей – туризма.
Как известно, свыше 80 % всех туристов, отдыхающих в Крыму, являются гражданами России. Отношения же Украины с Россией по известным причинам, мягко говоря, не очень теплые. Поэтому очень важно, чтобы эта отрасль не зависела от политического климата между двумя странами, а развивалась стабильно, тем более что большое число крымских татар средства для обеспечения своих семей зарабатывает именно в этой отрасли. Если бы наша многочисленная диаспора, даже больше ничего не делая для Крыма, только бы предпочла проводить свой отдых не в какой-либо иной стране, а на своей исторической родине, то и это было бы большим вкладом в развитие Крыма.
В различных странах мира регулярно проводятся конференции по правам человека, межнациональным отношениям, предотвращению межэтнических конфликтов, по проблемам сохранения языков и культур малочисленных народов, по другим темам, представляющим интерес для нашего народа. Меджлис крымскотатарского народа ни по времени, ни материально не может в соответствии с поступающими приглашениями участвовать во все этих мероприятиях. Но представители нашей диаспоры по поручению Меджлиса могли в них участвовать и излагать там нашу позицию. Причем, представители нашей диаспоры, полагаю, должны повсеместно активно лоббировать не только интересы крымскотатарского народа, но и страны, в состав которой входит наш Крым. Будущее нашего народа неразрывно связано с будущим украинского государства, и наш долг защищать интересы также и Украины. Поэтому необходимо тесное сотрудничество нашей диаспоры с многомиллионной украинской диаспорой во всем мире.
Я очень надеюсь, что наш Конгресс станет существенным вкладом в дело восстановления прав крымскотатарского народа на своей родине и его возрождения.
Благодарю за внимание.
|