Густав Радде
Крымские татары
|
3 (16) марта 2003 года исполнилось 100 лет со дня смерти известного российского естествоиспытателя, путешественника, этнографа, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук Густава Радде.
Густав Иванович (Густав Фердинанд Рихард) Радде родился 27 ноября 1831 г. в прусском городе Данциге (ныне польский Гданьск) в семье учителя. Уже в школьные годы, а позднее, вступив в городское общество естествоиспытателей, он изучал местную флору и фауну, собирал гербарии, коллекции насекомых.
В 1852 приехал в Россию. В 1852-1854 жил в Крыму.
В 1855 - участник знаменитой Восточно-Сибирской экспедиции.
В 1857-1859 совершил путешествия по Амуру и Саянам, побывал в Тункинских Альпах; обследовал истоки рек Енисея, Иркута и Оби, озеро Косогол, наблюдая осенний перелет птиц.
В январе 1860 г. вернулся в Петербург. По ходатайству Академии наук и Географического общества теперь уже русский подданный Радде за свои заслуги получил место в столичном Зоологическом музее, где должен был заняться разборкой своих же коллекций.
В 1863 г. женился на дочери академика Ф.Ф.Брандта. Супруги поселились в Тифлисе.
В 1867 при участии Радде был открыт Кавказский естественноисторический музей.
В 1884 Радде избран председателем Первого международного орнитологического конгресса в Вене, а в 1889 г. стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Совершил путешествия в Индию, Индонезию, на Цейлон, по странам Средиземноморья.
В 1900 г. Радде организует Кавказский отдел на Парижской международной выставке. Экспозиция имела огромный успех, ее отметили рядом наград. До самой смерти в 1903 году Радде трудился над созданием очередных томов "Коллекций Кавказского музея". Похоронен в Ликанах, близ Боржоми.
Как можно судить по богатейшему наследию Радде, он был разносторонне одаренным ученым. Радде-этнограф более известен на поприще изучения Кавказа и его жителей. Однако написана им и работа по этнографии крымских татар - гораздо менее известная и относящаяся к раннему периоду его деятельности.
О путешествии Радде в Крым известно не так уж много. Весной 1852 г., получив денежную субсидию Данцигского общества естествоиспытателей и пропуск в Россию, Радде с торговым караваном прибыл в Крым. Швейцарский консул дал ему рекомендательное письмо к знаменитому российскому ботанику и энтомологу, почетному члену Петербургской Академии наук Х.Х.Стевену, основателю Никитского ботанического сада в Крыму. Стевен отнесся к юноше благожелательно, похвалил его зарисовки растений и поселил у себя в имении близ Симферополя. |
Молодой Радде прожил здесь в течение трех лет, с 1852 по 1854 гг.: летом, собирая растения, а зимой - рисуя их для Стевена. В пешеходных путешествиях он исходил весь Таврический полуостров. Тогда же он познакомился с сельским хозяином и общественным деятелем Иосифом Николаевичем Шатиловым, по приглашению которого устроил в его имении возле Сиваша небольшой естественно-исторический музей, впоследствии подаренный Московскому университету (Отзыв Действительного члена Императорского Русского географического общества, проф. Н.И.Кузнецова о трудах д-ра Г.И.Радде. Тифлис, 1899. С.3.). В 1854 г. Радде с богатой коллекцией отправился в Петербург.
Результаты изучения флоры Крыма были изложены Радде в работе "Опыт характеристики растительности Крыма" (на нем. яз. в: Bulletin de la Soc.Imp. des Naturalistes. Moscou, 1854). Впечатления от трехлетнего пребывания в Крыму, наблюдения за жизнью коренных жителей Крыма - крымских татар - были обобщены им в большой этнографической работе "Крымские татары", опубликованной в двух номерах "Вестника императорского Русского географического общества" за 1856, 1857 гг.
Труд этот сегодня изрядно позабыт. В советское время он ни разу не переиздавался, из републикаций дореволюционного периода назовем воспроизведение отдельных глав работы в учебном пособии "Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям" (Санкт-Петербург, 1866 г.). А между тем это, пожалуй, единственная классическая работа по этнографии крымских татар XIX века, в которой объекты рассмотрения - сугубо этнографические (этногенез, язык, обычаи и обряды, религия и образование, одежда, национальный характер и т.д.).
Не со всеми умозаключениями автора можно согласиться, имеются в работе и определенные неточности. Это, несомненно, восприятие крымской действительности и крымских татар глазами человека иной культуры. В этой работе Радде скорее путешественник, местами лирический писатель, нежели ученый-исследователь. И это понятно: Радде не был ни востоковедом, ни историком Крыма, здесь он лишь наблюдатель, - хоть и внимательный и дотошный, - чужой, довольно экзотической и, видимо, не вполне понятной и близкой ему реальности. Поэтому, при всей основательности его подхода, это скорее подробные записки путешественника, нежели исследование специалиста. Однако это вовсе не отменяет очевидных достоинств работы, к коим, несомненно, стоит отнести детализированные описания быта татар и крымской природы, написанные явно талантливым и образованным человеком, пусть и не без налета субъективности.
Предлагаем читателю познакомиться с этим редким источником по этнографии крымских татар ХIХ века.
Публикуется по изданию: Густав Радде. Крымские татары // Вестник императорского Русского географического общества: 1856 год, кн. VI, сс.290-330; 1857 год, кн.. I, сс.47-64.
Для лёгкости чтения текст переведён на современный русский язык с принятыми ныне алфавитом и грамматическими формами.
Публикация иллюстрирована редкими открытками ХIХ века из собрания московского коллекционера Низами Ибраимова и сканированными фотографиями из раритетных книг.
Предисловие и археографическая подготовка текста Гульнары Бекировой.
|