Величайший гений мусульманского мира аль-Бухари
Гульнара Бекирова, авторская программа «Тарих левхалары» (телеканал АТР-Радио «Мейдан» (Симферополь)   
22.11.2023 г.

Моя сегодняшняя передача посвящена выдающейся личности исламского мира, подлинному гению, юбилей которого отмечается в нынешнем году. Когда я готовилась к этой передаче, я естественно просматривала много публикаций, книг. И одна из них вот эта – «Хронологический словарь всемирной истории». В этом «кирпиче» – 1535 страниц и десятки тысяч имен – самых разных людей из различных периодов истории. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что имени героя моей передачи в этой книге нет… Надеюсь, что после этой программы вам станет понятно, почему же столь велико было мое недоумение…

Итак, начнем. В июле нынешнего года - 1200-летие со дня рождения Мухаммада бин Исмаила аль-Бухари – величайшего исламского богослова, выдающегося мухаддиса - ученого, чья поистине подвижническая деятельность была посвящена изучению хадисов. Напомню, что хадисы – это предания о словах и делах пророка Мухаммеда. Существует шесть главных и множество второстепенных сборников хадисов. По значимости собрание хадисов Аль-Бухари "Аль-Джами ас-сахих" (Достоверный сборник) - наиболее авторитетная книга преданий о жизни Мухаммеда и его сподвижников, фактически она занимает второе место среди мусульманских книг после Корана.

Биографии выдающихся личностей, чей жизненный путь отстоит от современности на столь много веков, окутаны легендами. Порой сложно или даже невозможно узнать подробности их жизни, установить, где правда, а где – вымысел… Но это никоим образом не умаляет значение этих легендарных героев – ведь история не случайно сохранило в своей обширной памяти их имена.

Мухаммад бин Исмаил бин Ибраим, сегодня более известный как аль-Бухари, родился в Средней Азии, в Бухаре в 194 году хиджры (по современному григорианскому календарю, в июле 810 года). По словам одного из его биографов, он рано лишился отца и ослеп в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима, который сказал ей: «Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».

Так ли это было на самом деле – не знаю, но о чем можно сказать с полной уверенностью, так это о его поистине уникальной, удивительной памяти, которая проявилась уже в раннем детстве - в способности запоминать хадисы. Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак свидетельствует: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: “Как ты начал изучать хадисы?” Он ответил: “Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и братом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания».

О поразительной его памяти имеется другое свидетельство. По словам очевидца, когда аль-Бухари был еще юношей, он посещал шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней его товарищи стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?” Через шестнадцать дней он сказал им: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. «Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” — и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады (цепочки ссылок на рассказчиков) хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам – то есть к текстам - других, после чего прочли всё это аль-Бухари… Тот указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок. Немало свидетельств о том, что стоило Аль-Бухари лишь однажды прочесть книгу, как он запоминал её содержание наизусть.

В столь удивительные способности наверное трудно было бы поверить, если бы аль-Бухари не оставил после себя главный труд, который, как я говорила, занимает среди сборников хадисов первое место – ас-Сахих аль-Бухари, то есть собрание достоверных хадисов. Бухари собрал в книге 7275 хадисов и разделил их по темам. Вместо того, чтоб собрать в одном месте различные предания по одному и тому же хадису, он предпочел повторять их в нужных местах и этим достигнуть свыше одного вывода и практического результата из одного хадиса.

Подчеркну, что ни один из отобранных им хадисов не подвергался сомнению - с такой тщательностью было доказано, что все они восходят к одному из сподвижников пророка. Достоверность этой книги общепризнанна, а это значит, что применение на практике того, о чём говорится в содержащихся в них хадисах, обязательно для мусульманина.

Когда я занималась изучением биографии аль-Бухари, меня - историка - особенно поразило то, насколько методы его исследования были бы полезны для исторической науки. Вопрос о критериях достоверности хадисов всегда в мире ислама имел особое значение. Главным показателем считается надежный иснад - перечисление имен всех, кто передавал рассказ из поколения в поколение, оно должно восходить к имени непосредственного свидетеля поступка или высказывания пророка.

Хадис мог попасть в разряд сомнительных, если, например, он передавался со слов человека, пользовавшегося дурной славой. Мухаддис - собиратель хадисов, должен был основательно изучать биографии всех упоминаемых лиц. И самое важное - мухаддису была необходима способность отличать истинное от ложного... Насколько же поражает этот факт - методология исторического исследования развивается не более двух столетий, а аль-Бухари двенадцать столетий (вдумайтесь только, двенадцать столетий назад), когда на территории большинства современных европейских стран еще царили дикость и невежество – сам конечно того не подозревая, уже – собирая и классифицируя хадисы - по сути разрабатывал методы современного исторического, или гуманитарного, исследования… Как жаль, что это обстоятельство известно сегодня разве что очень ограниченному кругу мусульманских теологов – думаю изучение критериев достоверности по аль-Бухари стало бы полезным и для развития современной исторической науки, в частности одного из важнейших ее разделов – источниковедения.

Надо ли говорить о том, что Аль-Бухари отличался особой праведностью - всецело посвящая себя науке и поклонению. Он отличался стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним». Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Очевидцы говорят, что «с наступлением первой ночи рамадана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».

Об имаме аль-Бухари с пиететом отзывались многие из улемов - его современников. В области науки о хадисах он заслужил прозвище “повелителя правоверных”, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим, автор еще одной авторитетной книги хадисов, поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов»… Надо заметить, что III-ий век хиджры - золотой век науки хадиса, прежде всего по той причине, что в этом столетии вышли в свет две самые надежные книги хадисов – аль-Бухари и Муслима.

Мавзолей Аль-Бухари (Фото с сайта islamdag.ru)
Говоря об Аль-Бухари, Ибн Хузайма замечал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха…ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари».

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, в том числе биографический свод «Большая хроника», содержащий сведения о передатчиках хадисов, сподвижниках Пророка, но важнейшим и величайшим из них безусловно является “Аль-джами‘ ас-сахих” – сборник достоверных хадисов.

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из родной Бухары в селение Хартанк, что недалеко от Самарканда. А вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы. Случилось это в 256 году хиджры, он покинул сей мир в возрасте 60 лет.

Сегодня я попыталась рассказать вам о жизни гениального представителя исламского мира – и таковых в нем было и есть немало… Иное дело – изучение и популяризация знаний об исламе и выдающихся его именах в европейском сообществе. И в этом смысле трудно не согласиться со словами французских историков, авторов фундаментального труда «Цивилизация классического ислама» Жанин и Доминика Сурдель: «Чем дальше заходят точные исследования, тем больше становится очевидным, что перед нами особая цивилизация, достойная внимания историка и философа, цивилизация, которая считала себя триумфальной, доктринальной и уникальной, которая, несомненно, черпала в этом осознании основы своей оригинальности и которая тем не менее осталась хрупкой и развивающейся за счет медленных, но непрерывных усилий и изменений».