С момента установления в Крыму советской власти Крым получил самостоятельное существование. Были упразднены прежние "волости и образованы административные районы в числе 2-х объединенных в 7 уездов, а кроме того районы в свою очередь были разделены на сельсоветы, число которых равнялось 298.
В основу административного деления были положены экономические признаки, и территории, экономически однородные и тяготеющие к одному центру, объединялись в особый административный район. В 1921 году была произведена сельско-хозяйственная и демографическая перепись.
В 1922 г. в административном делении вновь были произведены следующие изменения: 1) Кохозский район присоединен к Бахчисарайскому району, а последний в новом своем составе выделен из Севастопольского уезда и присоединен к Симферопольскому. 2) Алуштинский район из Ялтинского уезда перечислен в Симферопольский. 3) Уезды получили наименование округов; и 4) Число сельсоветов сокращено наполовину.
По переписи 1921 г. население Крыма равнялось 720426 чел., в том числе 393340 ч. (54,60%) в сельских местностях и 327088 чел. (45,4%) в городах.
Такой огромный процент городского населения сравнительно с населением сельских местностей является характерным для Крыма.
За 24 года, протекших между двумя всеобщими переписями, 1897 и 1921 г., население Крыма возросло на 31,8%. при чем население городов возросло на 43,2% а сельских местностей на 23,6%.
Население крымских городов в настоящее время распределяется:
| в 1914 г.
| в 1922 г. |
Алушта
| 5520
| 4196 |
Балаклава
| 2096
| 4327 |
Бахчисарай
| 12361
| 16128 |
Евпатория
| 30172
| 25658 |
Керчь
| 36276
| 33219 |
Карасубазар
| 11977
| 16323 |
Перекоп и Армянск
| 3104
| 5695 |
Севастополь
| 74070
| 61324 |
Симферополь
| 79072
| 66452 |
Старый Крым
| 5750
| 6049 |
Феодосия
| 34358
| 35916 |
Ялта
| 22671
| 29000 |
Все данные заимствованы из "Статистико-экономического атласа Крыма". Крымиздат, 1922 г.
В Крыму на 1 кв. версту приходится 34,13 человек, в том числе одного сельского населения 17,36. По плотности сельского населения Крым весьма мало отличается от остального Союза, где плотность населения равняется 17,32 челевека на 1 кв. версту, но ниже входящих в Союз отдельных Республик, как-то: Украины - 53,1; Армении - 31,54; Грузии - 25,33; Дагестана - 23,42; Азербейджана - 21,5.
Наименьшей плотностью отличаются северные - степные - районы Крыма, наибольшей - южные районы с преобладающим татарским населением. Минимальной плотностью населения отличается Армянский район - 8,8; максимальной - Ялтинский - 72,3.
| В городах | В сел. местн. | ВСЕГО |
Русских | 196.487 | 60,07% | 174.030 | 44,37% | 371.017 | 51,50% |
Татар | 37.964 | 11,61% | 148.751 | 37,82% | 186.715 | 25,92% |
Евреев | 48.455 | 14,81% | 949 | 0,24% | 49.404 | 6,86% |
Немцев | 3.229 | 0,99% | 39.121 | 9,95% | 42.350 | 5,88% |
Греков | 14.424 | 4,41% | 9.444 | 2,40% | 23.868 | 3,31% |
Армян | 8.447 | 2,58% | 3.604 | 0,92% | 12.054 | 1,67% |
Болгар | 346 | 0,11% | 10.226 | 2,60% | 10.572 | 1,47% |
Поляков | 4.703 | 1,44% | 1.031 | 0,26% | 5.734 | 0,82% |
Караимов | 5.237 | 1,6% | 327 | 0,08% | 5.564 | 0,77% |
Из 4-х главнейших национальностей Крыма лишь у татар преобладает мужское население, а именно: на каждые 100 женщин приходится 110,75 мужчин. У остальных преобладает женское население: на каждые 100 женщин приходится: у русских - 85,76 м., у евреев - 84,62, у немцев - 94,2. В смысле грамотности на первом месте немцы, затем евреи, русские, татары.
II
По количеству и разнообразию населяющих полуостров народов Крым очень напоминает Кавказ с его разноплеменными и разноязычными обитателями. В Крыму встречаются представители 22-х народностей: русские, татары, немцы, греки, армяне, болгары, евреи, караимы, крымчаки, поляки, чехи, молдаване, турки, цыгане, итальянцы, эстонцы, выходцы из Франции, Швейцарии, Италии, Германии, Персии, Греции, Турции и других восточных и западных стран. Такое обилие народов, заселяющих Крым, объясняется его историческим прошлым, его богатством, его положением на великом транзитном пути, соединявшем когда-то Европу с Азией: через Крым проходил кратчайший караванный путь, направлявшийся в богатую Индию.
Последними из кочевых народов, пришедших из степей далекой Монголии, были татары. Сменив кибитку на прочную саклю, ставши оседлым народом сначала в северной части Крыма, они повели вековую борьбу за весь полуостров с народами, населявшими побережье.
Татары инстинктивно ненавидели берег. Они прекрасно сознавали свою беспомощность перед всякой силой, безнаказанно подплывающей на судах к земле, которую они считали своей, и жестокая борьба с генуэзцами, силой своей техники и культуры владевшими несколько столетий побережьем, долго не могла изгладиться из их памяти.
И татары все больше укрепляли северные пункты, строили города, деревни, сосредоточивая тогдашнюю промышленность в Бахчисарае - столице ханства, Карасубазаре, Ак-Мечети - теперешнем Симферополе, Солхате - нынешнем Старом Крыму.
И в то время, как по побережью моря некогда блестящие города превращались в незначительные рыбацкие поселения, Северный Крым развивался все более, приобретая вид оживленного края.
Те сведения, которые дошли до нас к моменту покорения Крыма войсками Екатерины, рисуют страну как густо населенный край, покрытый цветущими селениями.
До прихода русских население занималось скотоводством, садоводством, в озерах осаждали соль. Сохранилось описание Палласа, где он отмечает то искусство, с каким татары возделывают свои сады, их знание сложных прививок.
III
... Но с того момента, как тяжелый сапог екатерининского солдата прошелся по безбрежным степям Тавриды, а над столетним ханским дворцом взвился флаг с черным силуэтом орла, физиономия края быстро меняется. Гордые потомки некогда могучей орды, перед которой трепетали и Русь, и Литва, и Польша, напуганные слухами о крещении, подвергаемые насилиям со стороны победителей, в паническом страхе бросают города, деревни, гробницы отцов и бегут в единоверную Турцию.
И некогда цветущий край приходит в упадок и замирает на долгое время. Искусственное заселение государственными крестьянами и щедрая раздача земель развратной императрицей князьям и дворянам не могут спасти Крым от упадка и запустения. По словам ученого Палласа, число выселившихся татар в 1790 году достигло 80000 человек из числа 140000 населявших край. Во время крымской войны число эмигрировавших татар дошло до 180000 чел.
Неизменяющиеся условия, попытка насильственного обращения в христианство, бесконечные притеснения не только со стороны русского правительства, но и со стороны собственного дворянства, заставляли татар покидать дедовские земли и искать новую родину за пределами полуострова. И в 1902-3 годах повторяется вновь массовая эмиграция в Турцию, и новые десятки селений пустеют.
Пульс жизни из Северного Крыма перемещается к морю. Строятся гавани, суда, верфи. На постой в города вводятся солдаты, и новая жизнь, чуждая укладу живущих татар, загорается на давно погрузившихся в молчание берегах.
Одновременно с эмиграцией татар русское правительство стремилось на их места поселить отставных солдат, вольноотпущенных. В Крыму же были поселены болгары и греки, выходцы из Турции. В 1804 - 1805 г. на полуостров прибыли переселенцы из Швейцарии (Цюрихский кантон), Вюртемберга и Бадена. Они образовали 3 колонии в Феодосийском уезде и 4 в Симферопольском. После крымской войны в степных уездах появились колонии эстонцев и чехов.
Татары. - В настоящее время (1922 год - С.П.) татар числится в Крыму 186715 чел., из них мужчин 98121, женщин - 88594. Они составляют 1/4 часть всего населения полуострова. Интересный народ в антропологическом отношении, представляющий собой конгломерат бесконечно сливающихся друг с другом различных наций, совершенно видоизменивших первоначальный облик монгола. На них особенно сказались исторические судьбы прошедших веков, а резкое различие типов, в зависимости от характера местности, подчеркивает все значение прежних культур, оседавших главным образом по побережью. И действительно, татарин степной части, невысокого роста, с круглым лицом, темно-желтой кожей, сплющенным носом, сильно выдающимися скулами, большими оттопыренными ушами, мало напоминает сородичей, живущих в горах и по побережью.
Типы южнобережных татар
Последние утратили свою монголовидность, и их тип, приближающийся к типу грека и итальянца, заставляет задуматься над вопросом, считать ли их за татар или за особый космополитический вид - продукт различных европейских наслоений. Если бы можно было точно установить пропорцию чистейшей монгольской крови и крови других народов, смешавшихся в историческом котле, в который попадали народы побежденные и народы победители, то мое утверждение подтвердилось бы помимо данных современной антропологии. Исторически известно, что в горах и по побережью встречаются целые деревни с потомками омусульманившихся греков, готов, генуэзцев, принявших ислам и татарский язык. В этот язык они ввели массу испорченных греческих, турецких, готских слов, непонятных степному татарину.
Живут татары деревнями, выбирая лощины или скаты гор. Их домики, обращенные на юг, сделаны из необожженного кирпича. Окна большей частью выходят во двор, напоминая этим о тех временах, когда каждый домишко служил им импровизированной крепостью против врагов.
Часть крыши служит двором или террасой, если деревня расположена скученно и при недостатке удобной земли. Типичными в этом отношении могут служить деревни Партенит и Ай-Серес по дороге к Судаку.
Что поражает северянина при входе внутрь комнаты - это чистота и уют. Вдоль стен установлены подушки для сиденья, на полу лежат или ковры или цыновки. На потолке развешены узорчатые чадры. Комнаты большею частью низенькие и темные, и думаю, что нежелание татарина иметь много света в комнатах объясняется его потребностью в отдыхе от той массы солнечных лучей, которые обливают его с утра до вечера.
В зажиточных домах имеются кухня, мужская и женская половина. В комнате и кухне устраиваются "очаги" (печки). Топят "кизякам" - навозом, смешанным с соломой. Столов у татар нет, их заменяют "тырки" - низенькие столики не выше аршина высотой.
Одежда татарина состоит из рубахи - "колмек". Рубаха заправляется в широкие шаровары, перевязанные "кушаком". На ноги надевают "чувеки", или кожаные башмаки без голенищ; головным убором служит плоская, низенькая барашковая шапочка. Очень распространены у горских татар т. н. "посталы", надеваемые на ноги и напоминающие русские лапти, сделанные из кожи.
Женщины носят длинную рубашку с открытым воротом и длинными рукавами, шаровары, доходящие до ступни, сверх рубахи - "бешмет", а зимой - "друбе" - шубу с высоким воротником и узкими рукавами. Костюм татарки перехватывается поясом. Головной убор - "феска" - шапочка, шитая золотом или украшенная монетами. Волосы красятся особой краской - "кной" - и заплетаются в мелкие косички. Голова в комнатах покрывается особой чадрой - "марама". Еще недавно татарки носили чадру и закрывали лицо от мужчины, в настоящее время этого не делается. Культура, и в особенности революция резко изменили быт татарской женщины. В текущем году обследуя ряд прибрежных деревень в районе Ялты - Дерекой, Ай-Василь, Кореиз, Мисхор и др., я не мог не обратить внимания на ту эмансипацию, какую переживает современное одеяние татарки. Шелковые чулочки, модные ботинки на высоких каблуках, изящные европейские платьица сменили патриархальное одеяние восточной женщины, и только незыблемо продолжает красоваться на голове кокетливая шапочка - фее, украшающая южные лица.
Татарский стол очень вкусен, питателен и разнообразен. Любят чеснок, лук. Все блюда приправляются курдючным салом. В фаворе помидоры, баклажаны, зеленый перец; из мясных блюд - шашлык, шурба - суп из баранины, пилав - рисовая каша с кусочками жирной баранины, чебуреки - пирожки из неквашеного, теста, зажаренные в сале. Очень распространен овечий сыр - "брынза", лакомятся "каймаком" - жирными пенками, снятыми с овечьего молока. Любят халву, шербет, "язьму" - катык, разбавленный водой, бузу; бекмес, татлы - род варенья из груш и яблок, кофе. Вина татары, по закону, пить не могут - это считается грехом, но пьют виноградный сок, неуспевший еще перебродить.
Татары - магометане. Мусульманство принял еще хан Золотой Орды - Берке. Похороны, как и свадьбы, обставляются сложными церемониями, особым ритуалом.
Татары веселятся редко, их любимые удовольствия сводятся к игре в карты, в шашки, домино, конским скачкам, борьбе, танцам.
Танцы устраиваются без женщин, которые танцуют отдельно. Пляска мужчин не обладает грациозными движениями.
Среди татар много легенд и преданий. В основе их лежат часто исторические события, преломленные в сознании кочевника, много веков боровшегося с окружающими его врагами. Исчезают песни, имеющие большой интерес для понимания прошлой жизни.
Образование татар находилось в руках духовенства. В каждой деревне есть школа. Обучение ведется самым примитивным образом. Учитель и ученики сидят на полу, учитель читает вслух, а ученики повторяют за ним хором. Эта многоголосая декламация сводится к автоматическому запоминанию тех истин, которые вдалбливает в юные головы невежественный преподаватель-мулла.
Обучают в школах - "мектебе" - чтению на древне-арабском языке. Изучают в первую очередь Коран. До 1914 года в Крыму было 500 мектебе с 16 тысячами учащихся.
Реформа советской школы еще недостаточно захватила татарскую деревню, и старый способ преподавания практикуется наряду со вновь возникающей школой.
Главное занятие горских татар - табаководство, виноградарство, садоводство.
В связи с последними событиями, когда жесточайший голод коснулся и благословенных уголков Крыма, а отсутствие хлеба вызвало много жертв, в особенности в восточной части полуострова, татары обратили внимание и на хлебопашество, которое в общем и сейчас представляет ничтожную часть полевого хозяйства. Занимаются скотоводством, в особенности овцеводством. С момента советизации Крыма все почти земли, принадлежавшие крупным владельцам, перешли в руки татарского населения. Большинство татар сохранило те черты, присущие народам Востока, которые выгодно выделяют их от таковых на Западе. Они честны, гостеприимны, приветливы. Доверчивость их служит причиной удивления северян и всех, кто близко соприкасается в жизни с бытом татар - жителей благословенной Тавриды.
Немцы - эти патриции Крымского полуострова - даже после столетнего пребывания в Крыму сумели сохранить мельчайшие детали своего прежнего быта, свои национальные особенности. Немцы появились в Крыму в 1805 году. Поселившись. в Симферопольском уезде, они основали колонии: Розенталь, Фриденталь, Нейзац; другая часть их основалась в Феодосийском уезде, в колониях Герценберг, Гейльбруг, Садак. В том же 1805 году приехали переселенцы из Швейцарии, из Цюрихского кантона, и основали колонию Цюрихталь. Последнею была основана колония Кроненталь в 1811 году.
Правительство Александра I предоставило колонистам всевозможные льготы, широкие преимущества. Им в собственность было отведено по 60 - 65 десятин земли на душу, их освободили от налогов и даже, чуть ли не единственной национальности, дали полное самоуправление. Через самое короткое время колонии немцев достигли цветущего состояния, население представляло собой тот зажиточный слой поселян, который выделялся среди нищающих татар количеством земли, стадами скота, вывозом хлеба. Будучи в культурном отношении далеко впереди русских и татар, немцы более рационально поставили запашку своих земель, выписывая из-за границы машины, улучшенные породы скота. Их колонии представляли собою миниатюрные города с правильно распланированными улицами, каменными домами, покрытыми черепицей, с прекрасными складами для продуктов сельскохозяйственного производства и с обязательной, в центре колонии стоящей, школой.
Немцы все грамотны. Для продолжения образования они посылают детей в Германию. Относясь с пренебрежением к соседям-русским, отличаясь замкнутостью, они даже и теперь, после векового пребывания в России, в большинстве случаев не знают туземных языков, кроме родного немецкого.
К 1922 году немцев в Крыму насчитывалось 42350 чел.; из этого числа 39121 чел. живут в сельских местностях, остальные - в городах. Занимаясь по преимуществу зерновым хозяйством, немцы населяют исключительно степные районы. На Южном Берегу число немцев ничтожно. Их больше всего в Биюк-Онларском, Керман-Кемельчинском районах - местах с жирной почвой. Здесь они составляют 40% населения.
Греки - в количестве 14424 чел. Они представляют собой продукт слияния древнейших обитателей полуострова с архипелагскими греками и беспрерывным потоком хлынувших на полуостров "дангалаков" - греков с Анатолийского побережья. Такая слитость различных представителей одного и того же народа, с измененными особенностями, родившимися в силу исторических обстоятельств, создала крымский тип грека, и по характеру и по укладу своей жизни, несколько отличный от основного архипелагского, анатолийского и когда-то жившего по всему побережью грека древности.
Если проследить исторические судьбы прошлого греческого населения, то они складываются из следующих моментов. В древности выходцами из Греции по побережью создаются богатейшие колонии. Под натиском готов они сливаются с последними, и эти слияния продолжаются с генуэзцами и венецианцами. Пережив владычество турок, татар, остатки их , после взятия Крыма Екатериной переселяются в Мариупольский уезд, откуда часть греков все же возвращается обратно в Тавриду.
В 1784 году в Балаклаву Потемкиным вызываются переселенцы-греки из Архипелага, для развития земледелия и для борьбы с татарами. Часть из них переехала в Керчь, где занялась рыболовством. Остальные же, смешавшись с туземным населением, стали расселяться по всему побережью.
В настоящее время в их руках сосредоточена почти вся торговля хлебом на южном побережьи, все харчевни. Занимаются они разведением табака, отчасти садоводством, земледелием, рыболовством и виноделием.
По внешности крымские греки несколько разнятся от архипелагских греков. Их рост, черты лица только отчасти напоминают средиземноморских сородичей. Нередко встречаются светлые шатены с голубыми глазами, как бы подтверждающими закон Менделя о наследственности и повторении прошлых воспроизведений, среди которых безусловно были голубоглазые готы, народ германского племени, и с которыми . когда-то слились древние греки полуострова.
Болгары. - Свою тоску, вековую печаль, своеобразный характер принесли болгары с собой и на ширь черноземных степей Тавриды. Их черные одежды, их овечьи полушубки, их молчание, неумение смеяться, радоваться отдают вечным трауром, как отзвук на ужасы прошлого рабства.
Под влиянием турецких гонений, в 1801 году из Адрианополя выехало несколько деревень болгар, которые заняли черноземные места в окрестностях Старого Крыма. Через 5 лет их примеру последовали болгары, жившие на Анатолийском побережьи. Приехав в Крым, они поселились в Симферопольском уезде, слились с местными греками и таким образом несколько изменили и чистоту своего типа и свои расовые особенности. Эти греко-болгары значительно разнятся от болгар, живущих в Феодосийском уезде.
В 1828 году возникает большая болгарская колония Кишлав. В настоящее время болгар числится 10572 чел. Живут они исключительно в Феодосийском районе - 10 колоний, в Симферопольском - 5, и в Перекопском - 1 колония.
Как и немцы, болгары за свое вековое пребывание на полуострове не слились с местным населением и с русскими. Они сохранили не только внешнее отличие своей национальности - одежду, но и мелочи домашнего обихода, свой быт.
Болгары - темные, невежественные, малограмотные. Семейный быт патриархален, пропитан жутью былого деспотизма. Жена находится в полном подчинении у мужа. Колонии болгар не отличаются радостью жизни, которой веет от немецких поселений. Они молчаливы, как молчалива степь, как молчаливы белеющие склоны кончающихся у их полей Крымских гор.
Главное занятие болгар - хлебопашество, виноделие, скотоводство, огородничество. Их огородники - это своеобразные виртуозы в области разведения "баштанов". Они не только превосходят своих соседей - немцев знанием огородного дела, но и служат учителями для окружающего населения.
Отличительной чертой болгар является удивительное трудолюбие, предприимчивость и настойчивость.
Семья цыган (Дайфа) под очагом. Симферополь
Цыгане. - Страшный голод, постигший полуостров, наполовину опустошил таинственное племя "тишиган", волной тамерлановского нашествия заброшенных из долин Индостана сначала в Африку, а потом через Малую Азию и в Европу, в Тавриду.
От прошлого у них осталось мало. Приняв магометанство, татарский язык и обычаи, они прочно осели в районах Симферополя, Карасу-базара, Бахчисарая, занялись торговлей лошадьми, ношенным платьем, кузнечным ремеслом.
Шумливые, суетящиеся, беспечно-радостные, они криком своим оглушают каждого, кто попадает в их кварталы.
Прекрасные музыканты, цыгане обслуживают все кофейные, базары, татарские свадьбы своеобразными оркестрами, состоящими из оглушительно громкого "даула" - барабана, пронзительной "зурны" - рожка. Существуют своеобразные квартеты из двух скрипок, бубен-"дере" и кларнета. От смешения с татарами их тип настолько изменился, что не сразу можно отличить цыгана от татарина.
Караимы. - До сих пор не знают происхождения этого народа. Кто они? Откуда появились в вечной смене движущихся племен, хлеставших через степи и горы Крыма. Памятники Чуфут-Кале, Иосафатовой долины, относящиеся к IX - X векам, дают право проф. Хвольсону утверждать, что караимы жили на полуострове еще раньше этой даты. В настоящее время склоняются к мысли, что караимы - остатки кочевого племени хазар, принявших иудейство. Сами они решительно отрицают свое еврейское происхождение. Название "караим" или "караит", по объяснению Гендерсона, происходит от еврейского слова "кара" - писание, т.е. св. писание. Караимы признают только библию, или книги ветхого завета, отрицая талмуд. Учение "караизма" возникло в 750 году новой эры, под влиянием рабби Анан-Ча-Насси, сектанта из багдадского калифата. Загадочным является язык караимов - азербейджанское наречие тюркского языка.
По внешности они отличаются от живущих в Крыму евреев не только чертами лица, но и цветом своих глаз, окраской волос.
Характерной особенностью этого народа является какая-то библейская патриархальность, не поколебленная условиями жизни двадцатого века. Они замкнуты, консервативны, недружелюбны ко всякому, кто пытается реформировать их быт, их чуть ли не "авраамовский" уклад жизни. Караимы не сближаются с другими национальностями. Браки могут совершаться только в пределах своего народа, даже, между близкими родственниками. Они очень честны, но мало гостеприимны. Караимы живут в городах. По переписи 1897 года караимов насчитывалось 8911 чел., в настоящее время количество их спустилось до 5534 чёл. Главное занятие - торговля, различные ремесла, до войны в их руках были сосредоточены все табачные фабрики Крыма.
Крымчаки. - Существуют два взгляда на появление крымчаков в Крыму: одни думают, что они являются потомками пленных евреев, привезенных в Крым татарами, другие же предполагают, что крымчаки - это те "константинопольские евреи", о которых упоминается в древних рукописях, переселившиеся в Тавриду из Турции. Крымчаки отличаются от русских евреев-раввинистов тем, что не употребляют испорченного немецкого жаргона, а говорят все по-татарски и носят татарский костюм. Несмотря на одежду, на чуждый язык, они сохранили свой семитический тип в полной чистоте. По обычаям, занятиям, по семейному быту они напоминают караимов. По религии - все талмудисты.
Армяне. - Живут в Крыму с XIV столетия. По религии делятся на григориан и католиков. Занимаются торговлей. Их много живет в Старом Крыму, Феодосии. По переписи 1922 года, армян насчитывают 12051 чел.
Чехи. - Поселились в Крыму в 1861-2 гг. Трудолюбивый, энергичный, высоко-культурный народ, обосновался на прекрасных черноземных местах в Перекопском уезде, основав колонии: Цареквич, Богемку, Табор, Александровку. Их занятие - исключительно хлебопашество.
Эстонцы. - Переселение в Крым эстонцев совершилось почти одновременно с чехами в 1862-3 гг. Прекрасные земледельцы, они также осели на хуторах в Перекопском и Симферопольском уездах. За время последних событий часть из них уехала в Эстонию.
Турки. - Приезжий элемент, для которого Крым является источником отхожих промыслов. Выходцы из Анатолии, они летом занимаются садоводством, огородничеством, торговлей, земляными и каменными работами, а также рыболовством. Одетые в узкие штаны, с яркой феской на голове, турки заметно выделяются среди обычной южной толпы и своим ростом и чертами оливкового лица.
IV
Из 2360425 десятин земли по всему полуострову - 83,3% всей этой площади находится под землями полеводства и скотоводства.
Распределяются земли таким образом:
Пашни занимают | 1155315 десятин | или 48,9% |
Выгон | 296250 | 12,55% |
Лес и кустарник | 200445 | 8,49% |
Сенокос | 28562 | 1,12% |
Усадьбы | 2518 | 1,07% |
Сады и виногр. | 18906 | 0,8% |
Прочей нераспредел. удобной земли | 460788 | 19,52% |
Неудобной земли | 174977 | 7,4% |
В Крыму приходится в среднем на одну душу сельского населения 6 десятин. В северных районах, где население занимается зерновым хозяйством, оно доходит до 12 десятин на душу, в южных же районах, где распространены садоводство, виноградарство и табаководство, земли приходится до 1,5 десятин на душу.
Главным занятием населения Крымского полуострова является хлебопашество. Наименее обеспечены землей в Крыму татары, затем русские. По данным 1921 года, трудно в настоящее время судить о размерах земли, занятой под различные посевы. Налаживающаяся жизнь за последние годы, перераспределение земли, вне всякого сомнения, значительно расширили цифры статистики, производившейся вскоре после занятия Крыма Красной армией. Данные Крымского Статистического Управления сводятся к следующему:
| 1915 г. | 1917 г. | 1921 г. |
Под пшеницу было занято, десятин | 366580 | 341464 | 245877 |
ячмень | 195009 | 215434 | 199178 |
овес | 127644 | 96117 | 83051 |
рожь | 12747 | 11828 | 8890 |
пропашные | 8670 | 12558 | 21158 |
масличные | 1809 | 7922 | 7565 |
прочее | 24383 | 11749 | 6039 |
Из этой таблицы видно, что сокращение по всем сельско-хозяйственным культурам растет в Крыму непрерывно с 1915 года. Повышается увеличение пропашных культур (кукурузы, картофеля и бахчевых растений) за счет площади отдыхающей земли.
Пшеница является основной культурой крымского полеводства, вполне покрывая потребность всего полуострова. В 1887 г. пшеницей было занято 52,6% посевной площади, в 1916 г. она составляла только 49,9%, в 1917 г. - 49%, а в 1921 г. - 43% всего посева.
Ячмень является второй, после пшеницы, важнейшей культурой крымского полеводства. Посевами ячменя было занято в 1887 г. - 18% всей посевной площади, в 1916 г. ячмень составлял уже 31,9%, в 1917 г. - 30,9% и в 1921 г. - 34,8% всех посевов.
Овсу принадлежит третье место в ряду зерновых культур, распространенных в Крыму. Если в 1887 г. овес составлял 13,6%, в 1917 г. - 13,8%, то в 1921 г. площадь, занятая под овес, равнялась 14,4%.
Остальные культуры, как видно из материала, приведенного выше, занимают менее заметное место в жизни сельского населения полуострова.
Скотоводство. - Еще задолго до войны скотоводство ежегодно уменьшалось в своих размерах благодаря усиленному распахиванию целинной степи. В 1783 г., по свидетельству Потемкина, в Крыму было скота "больше, нежели вся Европа вместе".
За время с 1917 по 1921 г. скотоводство в Крыму претерпело сокращение почти по всем видам скота. Интересна приводимая статистика:
| насчитано голов в 1917 г. | в 1921 г. |
Овец | 468909 | 453713 |
Рог. скота | 157021 | 148525 |
Лошадей | 152473 | 132591 |
Свиней | 62671 | 69741 |
Прочих | 14959 | 19728 |
В Крыму разводятся две породы овец: "шерстяная" (испанская и цигейская) и "мясная" - малыч (туземная порода). Кроме этих пород, разводятся мериносы, волжские, курдючные. Продуктами овцеводства являются: шерсть, смушка, овчина, мясо, сало, молоко. Из молока готовят - овечье масло, катык, брынзу или пеныр качкавал - оба последние продукта являются особым видом сыра.
Садоводство. - Под садами наибольшее количество земли находится в Симферопольском, Феодосийском и Ялтинском уездах. Лучшие сады расположены по реке Б. Карасу, долинах Качинской, Альминской, Бельбекской, Алуштинской, Кучук-Узельской, а также в районах Ялты, Балаклавы, Судака, Ст. Крыма, хотя в последних местах садоводство уступает виноградарству.
Большинство садов принадлежит татарам, затем русским, караимам, армянам. По своему размеру они бывают от одной десятины до 12. Самые мелкие сады находятся в Судакском и южно-бережном районах. Интенсивность разводки садов находится в зависимости от орошения садовых насаждений.
Распределение по сортам садовых насаждений Крыма выражается в следующих цифрах:
Косточковые и орехи имеют 283356 деревьев. Груши имеют 718573 дерева. Яблони имеют 1215493 дер. В процентном отношении яблоки занимают 50,18%, груши - 30,35% косточк, - 19,47%.
Яблоки растут преимущественно в садах предгорных районов. В долине реки Булганак яблоки занимают 91% всех насаждений. Из промышленных сортов яблок наиболее распространены: сары-сенап - составляют 17,17% всех плодовых деревьев; бумажный ренет - 7,52%; розмарин - 5,92%; красный шафран - 4,55%; кандиль-сенап - 3,92%; белый кальвиль - 3,37%; полосатый шафран - 2,48% и наполеон - 1,31%.
Второе место занимают груши. В Алуштинском районе они составляют 86,7% и в Ялтинском - 58,8% всех насаждений. Из груш славятся: бер-александр, составляющие 8,43% всех плодовых деревьев, фердинанд - 6,93%, досне - 3,66%, зимняя деканка - 4,05% и рояль - 1,29%.
Косточковые и орехи занимают третье место. Их больше всего в составе садов степных округов: в Керченском - 63,1%, Джанкойском - 57,7% и в Евпаторийском - 56,8%.
Из косточковых разводят черешни (кис-скацап и розовая), вишни (анатолийская, бендерская), сливы (изюм-ерик, джан-ерик и др.) абрикосы и персики. Разводят также айву, кизил, грецкие орехи, орехи-фундуки, миндаль, каштан, мушмулу, крымскую рябину, инжир, хурму, маслину. Из ягод в значительном количестве разводится клубника.
Урожай фруктов каждый год колеблется. Наибольший урожай дают яблоки. Достоинство крымских фруктов создало им всесветную известность и повело к большому вывозу не только в пределах России, но и за границу.
Виноградарство и виноделие. - В Крыму виноградарство началось со времен глубокой древности. У Плиния и Феофраста есть указания, что греки разводили здесь виноград еще в начале нашей эры.
Многочисленные находки сосудов (амфор), в которых сохраняли народы древности свои вина, подтверждают указания античных историков. С первых же лет после покорения Крыма русские
продолжали поощрять культуру винограда. При Потемкине были выписаны токайские лозы; при Павле - доставлены лозы из Франции и Италии. Уже в 1834 г. французский путешественник Дюбуа де-Монпере насчитывал в Крыму, около 7 миллионов кустов (из них полтора миллиона на Южном Берегу).
В настоящее время виноградарство в Крыму сосредоточено в прибрежной полосе южного склона гор, простирающегося от мыса Айя до города Феодосии, затем в Старо-Крымском и Балаклавском районах. За последние 35 лет общая площадь виноградников увеличилась незначительно. В 1887 г. насчитывалось 5292 десятины виноградников, а в 1921 г. количество десятин равнялось 5570, т.е. стало больше на 278 десятин.
Из разнообразных сортов винограда, разводимых в Крыму, 71,97% площади относится к винным сортам, и 28,03% - к столовым.
В Крыму ежегодно собирается до 1100000 пудов винограду - из них 300000 пуд. столового и 800000 пуд. винного, из которого получается 800000 ведер вина. Из сортов винограда известны различные мускаты, кабернэ, семильон, петро-хименес, мадера, и более грубые - кокур, шабаш, авия.
Табаководство. - Крым давно славится производством и разведением табака. Площадь табачных плантаций в довоенное время занимала 4000 десятин, из коих до 80% падало на
Ялтинский уезд, а остальные 20% на Симферопольский, Феодосийский и Севастопольский. Количество получаемого табаку при среднем сборе составляет 300000 пуд. Площадь табачных плантаций подвержена резким колебаниям. В 1911 г. ими было занято 3359 десятин. В последующие годы эта цифра то падала, то поднималась; в 1917 г. плантации занимали 534 дес., в 1922 г. - 400 десятин. В Крыму же сосредоточены большие табачные фабрики, числом до 8. В 1913 г. на них работало 3270 человек, перерабатывая до 180 т. пудов табаку. Табаководством преимущественно занимаются татары и греки. Разводятся сорта табака турецкого айя-сулух - в Крыму называемый самсон, трапезон, македон, разводят и американский табак - америкен.
Рыболовство. - Занимаются рыболовством, главным образом, греки и турки у берегов Балаклавы, Керчи, Феодосии. Ловят султанку, скумбрию, макрель, ершей, лобан, кефаль, хамсу или анчоус, камбалу, белугу, осетра и севрюгу. Известен улов сельдей у Керченского пролива.
Добывающая промышленность полуострова сводится к добыче угля, каменной соли, железной руды, строительного камня, пуццоланы, серы и нефти.
Добыча соли. - Соляной промысел существует в Крыму с древних времен. Чумацкие тракты едва ли не впервые были проложены из Украины в Тавриду ради получения соли, отсутствующей в Малороссии. Озера, из которых путем осаждения добывают соль, находятся в Евпаторийском, Перекопском и Феодосийском уездах; из них известны: Сакское, Са-сык-Сивашское, Крым-Элийское и Чонгарское. В жаркое время добыча соли увеличивается, в дождливое падает. В 1917 г. в Крыму добыто около 12 милл. пуд. поваренной соли и 70000 пудов глауберовой.
Ломка крымского мрамора около пещеры Кизил-Хоба
Добыча камня. - За время войны и революции строительная деятельность замерла, а в связи с этим и добыча камня прекратилась. Известняки Крыма были известны еще во времена Рима, куда они вывозились в больших размерах. Известняк находится во многих местах: около Керчи, в Инкермане, в Евпаторийском уезде при деревне Орта-Мамай, в Феодосийском уезде, в Акманайских и Петровских каменоломнях, вблизи Симферополя. Диорит и гранит добываются в Ялтинском районе. В 1913 г. было добыто строительного камня: весового 1250000 пуд., резного - 3 милл. штук, гранита мостового - 300 куб. сажен, гранита-плитняка - 300000 шт., и 434 куб. саж. диорита.
Добыча пуццоланы. - Этот важный для строительства портов продукт добывается в районе Кара-Дага, в Феодосийском уезде. В 1913 г. было добыто 30000 пудов. В настоящее время работы не производятся.
Добыча каменного угля. - Впервые начали добывать каменный уголь в 1919 году в Султанской даче Бешуйского лесничества. За 2 года (1920-21) было добыто 161706 пудов угля. Уголь невысокого качества, при незначительной мощности самой угленосной залежи.
Добыча железной руды. - Значение крымской руды недостаточно выяснено. Руда отличается малым содержанием железа - в 45 - 48%, в то время как криворожская железная руда содержит 68%. В 1913 г. было добыто 30000000 пуд. руды. В 1917 г., в связи с закрытием Керченского металлургического завода, добыча сократилась до 500000 пудов. В 1918 г. работы по добыче руды прекратились.
Нефть. - Крымская нефть добывается на Керченском полуострове, она невысокого качества и далеко уступает таковой на Кавказе. Впервые ее стали добывать в 1913 г. Тогда ее выкачали за год до 40000 пудов. В последующие годы работа прекратилась. В 1921 г. она вновь возобновилась; в результате работ на 2-е полугодие было выкачано 5097 пуд.
Сера. - В том же 1913 г. приступлено было к добыче серы. Эти работы не прекратились и за последнее время. За вторую половину 1921 г. было добыто 555 пуд. сернистой руды.
Фабрики и заводы. - Крымский полуостров и до войны отличался слабым развитием фабрично-заводской деятельности. Здесь нельзя встретить тех колоссальных гигантов-заводов, так хорошо известных на севере. Крупных фабричных предприятий два: металлургические заводы в Керчи (не работающие) и судостроительные мастерские в Севастополе. Интересна статистика занятых рук в промышленности Крыма Крымстатуправления за 1913 и 1921 годы:
| Было занято рабочих в 1913 г. | в 1921 г. |
Металло-обрабатыв. промышленность, включая ремесла и кустарное производство | 13890 | 8472 |
Горная и горнозав. пром. | 6237 | 772 |
Одежда и туалет | 3986 | 3173 |
Производство пищевых продуктов | 3736 | 2656 |
Мукомольное производство | 3665 | 2519 |
Табачное | 3270 | 2004 |
Рыболовство | 2819 | 817 |
Консервное | 2435 | 370 |
Транспорт | 1660 | 1367 |
Кожевенное производство | 1612 | 1060 |
Добывание и обработка камней и глины | 1547 | 387 |
Полиграфическое произв. | 1065 | 1013 |
Обработка дерева | 912 | 713 |
Химическое произв. | 480 | 343 |
Прочие отрасли промышленности | 1435 | 825 |
В 1921 г. общее число рабочих сократилось наполовину. Сокращение наблюдалось во всех производствах, наиболее сильно оно коснулось производства горного и горно-заводского, консервного, добывания и обработки камней и рыболовства. По городам промышленность концентрируется следующим образом: в Керчи имеется мукомольное и табачное производство,
в Севастополе - судостроительное и мукомольное, в Феодосии - табачное и известковое, в Симферополе - консервное, в степной части Крыма - производство земледельческих орудий и машин.
Консервное производство. - Эта отрасль обрабатывающей промышленности занимает одно из видных мест в Крыму. В довоенное время этим производством было занято до 2500 рабочих. Число фабрик равняется 9. Сосредоточены они в Симферополе.
Крупнейшие фабрики, как бывшие Эйнем, Абрикосова, вырабатывают, главным образом, засахаренные фрукты, фруктовое варенье, повидло; на фабрике б. Шишмана, Коркунова, Кефели - овощные консервы. В Керчи и Балаклаве фабрики вырабатывают исключительно рыбные консервы.
В 1921 г., в связи с общими изменившимися условиями, благодаря экономическому кризису, консервное производство пало, и число рабочих сократилось до 370 чел. За последние же годы консервное производство вновь начинает возрождаться, и нужно надеяться, что в недалеком будущем достигнет довоенных размеров.
Кустарный промысел. - Сосредоточен в Бахчисарае, Карасубазаре, Богатырском районе и особого значения в промышленности Крыма не играет. Выделываются телеги, колеса, грабли; изделия из кожи, меди, железа; чадры, вышивки, сафьян, посуда, обувь. Кустарный промысел падает с каждым годом, и нужно думать, что в скором времени сойдет на нет, если вовремя не будут приняты меры к его поощрению.
Наконец, к источникам эксплоатации и дохода относятся курорты. Расположенные на побережьи, они ежегодно привлекают тысячи больных и туристов. Обслуживание их составляет выгодную статью дохода местного населения.
Публикуется по изданию: КРЫМ. Путеводитель. Под общ. редакцией д-ра И.М.Саркизова-Серазини. - Москва-Ленинград.: Издательство "Земля и Фабрика", 1925. - 416 с..
О фотографиях:
- "Типы южнобережных татар" - из книги А.Чеглок. Красавица Таврида. - Москва: Издание К.И.Тихомирова, 1910. - 115 с.. с.62
- "Семья цыган (Дайфа) под очагом" - из книги Б.А.Куфтин. "Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова" (Материалы и вопросы). - Москва: Мемуары этнографического отдела Общества любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, 1925. - 58 с.. Таблица XIV
- "Ломка крымского мрамора около пещеры Кизил-Хоба" - из книги А.Чеглок. Красавица Таврида. - Москва: Издание К.И.Тихомирова, 1910. - 115 с.. с.77
|