Размышления после Дня Восемнадцатого мая. Эссе из книги "Крымские хроники"
Айдын Шемьи-заде   
04.03.2024 г.
Айдын Шемьи-заде

     Ярким майским солнцем залита городская площадь, которую заполнили тысячи посланцев крымских татар. В этот день почти шесть десятков лет назад небо было затянуто тучами, временами шел дождь. Меня, десятилетнего, вывозили под дулами автоматов из ворот, которые тут рядом, - их можно видеть с сегодняшней, заполненной солнцем и решительными людьми площади. Эти решительные люди - в большинстве своем дети и внуки тех, кого отсюда вывозили тогда, и готовность к борьбе в их сердцах слилась сегодня с горечью, которая передана им их отцами и дедами. Здесь и мы, старшее поколение, и мы гордимся своим народом, каждая новая поросль которого обладает все большей решимостью добиться победы в борьбе за право быть хозяевами на своей земле.
     В этот траурный день чувство единения людей и наша общая уверенность в нашей победе побеждает скорбь в наших душах.
     И залитый светом Чатыр-даг, вершина Крымских гор, взирает на нас, на свой возвращающийся к его подножью народ.
     Ну, и чего ты добилась, Россия, обманом и силой захватившая Крым и торжественно обещавшая соблюдать человеческие права татар? Каких выгод для себя добилась ты, изгоняя народ, захватывая его землю, его имущество? Ну, где оно, награбленное тобой?
     Может, уничтожая мой народ, ты приумножила свою духовность, окрепла морально, прославилась добротою? Увы, ты только усугубила свои державные грехи, только еще сильней искалечила душу своего народа, ибо сказано, что не может быть свободным народ, подавляющий другие народы!
     Каких благ ты, Россия достигла, взяв на себя столько грехов? Добилась осуществления своей давней мечты увидеть Крым без его коренного населения? Но ведь вот мы уже в Крыму, и нас все больше, и мы уже не те, не доверчивые, мы закалились в борьбе с твоим беззаконием. Вот мы здесь, и мы множимся на радость всем крымчанам, ибо залог расцвета Полуострова в хозяйствовании на нем его аборигенов, которым все здесь дорого, которые все здесь знают, которым послушны тайные силы крымской земли. Не чудовищно ли, что сегодня под властью поселенных на этой земле жителей других краев, другого климата, других вод все обитатели Крыма бедствуют? Бедствуют на этой богатой и всегда прежде обильной земле! Зачем изгоняла ты, Россия, из Крыма его коренное население?
     Чего ты, держава Российская этим изгнанием добилась? Каковы твои сегодняшние геополитические успехи в регионе? Не задумываешься ли ты над тем, что благоденствовали бы на этой земле все, ежели не пыталась бы ты уничтожить нас, крымских татар, и ты бы сама, держава Российская, радовалась? Или радость тебе доставляют только горести людские да твои державные потери? Ну да, исторический процесс, ты скажешь, конечно! Но переходить из одного исторического этапа в другой иным странам удалось с меньшей кровью, с меньшими потерями перед людьми и перед Богом. А уж в наш-то информационный век надо бы как-то иначе, почеловечней...
     Да, кое-чего ты, Россия, добилась... В страшное лето сорок четвертого года в пыли азиатских городов и поселков лежали тысячи и тысячи трупов - то твои, Россия, граждане крымскотатарской национальности умирали от голода и болезней. Умирали дети и жены, матери и отцы тех воинов, которые в эти же дни гнали от границ СССР напавшего на страну врага. Умирали бездомные и обездоленные, в то время как в Крыму остались их дома, их огороды и сады, их домашняя живность. Зачем ты ограбила крымских татар и обрекла их на смерть, Россия? Это ли великое злодеяние было твоей целью, Россия?
     Так ли уж нужно было тебе, Россия, в двадцатом веке реализовать программу русских царей, замысливших еще в восемнадцатом столетии "привести крымских татар в небытие", не пренебречь и "полным их уничтожением"? Зачем? Умом того не понять...
     Но, может, то была не та Россия? То есть, то была не эта, не сегодняшняя Россия? То была Россия, выводившая для продажи на площадях Санкт-Петербурга и Москвы семьи русских крепостных крестьян - мать покупал один помещик, отца другой, дочь третий.... Было ли той, екатерининской России до забот о благе аборигенов захваченного Крыма? Должно быть, и в сорок четвертом году двадцатого века, когда решено было окончательно решить вопрос с крымскими татарами, то была другая Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, в составе которой был Крым), которая, как пишут нынешние российские историки, в первую очередь угнетала русских людей, а уж заодно, наверное, и других. Нынче же Россия обрела свой истинный лик, духовный, благородный, человеколюбивый.
      Так чего же не покается сегодняшняя, не та, а другая, лучшая Россия перед крымскими татарами, которые были высланы пятьдесят семь лет назад в Азию, где за одно лето погибла половина народа?
     Молчат Российские власти, будто и не было у них никаких дел с крымскими татарами в двадцатом веке. Будто не сажала она в тюрьмы, в лагеря, в психушки борцов за права крымских татар. Будто не крымские татары сидели в восемьдесят седьмом году на Красной площади с развернутыми плакатами, на которых были изложены требования к властям. Будто не клеветала она в своих газетах на весь крымскотатарский народ, на лучших его представителей, на граждан других национальностей, академиков и генералов, и простых людей, которые протестовали против издевательств над крымскими татарами?
     Да чего уж там! И сегодня нет-нет, а появиться в московской газете поносящая крымских татар статейка, покажут по телевизору злобную и клеветническую программу про крымских татар. Может быть, комплекс вины перед крымскими татарами кое у кого вытесняется в неприязнь? И где уж ожидать, что поможет материально нынешняя России живущим в Крыму в недостроенных домах репатриантам! Хоть сказала бы доброе слово, слово сочувствия, поддержала бы духовно и морально крымскотатарский народ, пытающийся выжить после нанесенных ему увечий...
     Да, увечья были нанесены страшные! Кое-чего плохого ты добилась-таки, Россия, выселив крымских татар и продержав их в изгнании полвека!
     Можешь записать, Россия, в свой актив и то обстоятельство, что за эти полвека существования на чужой земле крымские татары потеряли свою государственность. Мы, крымские татары, перестали в большинстве своем чувствовать себя самостоятельным и цельным, государствообразующим народом - и это большая потеря! Мы привыкли к тому, что над нами иноплеменные директора, иноплеменные председатели райсоветов, иноплеменные секретари райкомов и обкомов. Мы вставали перед районным или областным, или - о, ужас! - перед республиканским начальством, будь то узбек или русский, назначенный волей еще более высокой инстанции. Но мы до сих пор не можем научиться уважать здесь в Крыму своих, избранных самими крымскими татарами людей из наших же рядов. Хуже того - мы привыкли к коммунистическим сельсоветам или к райсоветам в такой степени, что встречаются среди нас такие люди, которые знать не хотят о вековой мечте крымских татар - Милли Меджлисе! Но именно наличие избранного национального собрания, избранного лидера отличает народ от большой толпы!
     Мы не большая толпа, мы - народ!
     Но враг не ленится, его пропаганда действенна. Я был в одном большом селении, где проживают крымские татары. И там, когда один человек воскликнул:
     - А что нам дал Меджлис? - то его дружно поддержали десятки голосов.
     Я возвысил голос и спросил их, кому поступают налоги, которые они платят? Разве Милли Меджлису? И можно ли требовать от Милли Меджлиса то, что обязаны делать для своих налогоплательщиков власти, к которым поступают все наши платежи? Не все поняли смысл того, что я сказал, но были и такие, кто понял.
     Мне довелось посетить некоторые небольшие республики на Северном Кавказе. Там бывшие репрессированные народы гордятся своими избранными национальными собраниями. Я спросил, а гордились ли бы они своим всенародно избранным национальным собранием, если бы федеральная власть не признавала этот выбор?
     - В десять раз больше гордились бы! - ответили мне.
     Мне пришлось быть в большом помещении, где сидело много людей. И все они встали, приветствуя вход избранного национальным собранием лидера. Встали, демонстрируя уважение к занимаемой этим человеком должности, и те, кто перед тем говорили мне, представителю другого племени, как много недостатков у этого лидера.
     - А демонстрировали бы вы уважение к этому человеку, если бы федеральные власти всячески его ругали и не признавали бы ваш выбор? - задал я вопрос, и устыдился:
     - Еще в большей степени! - ответили мне, и отошли от меня, задающего такие неправильные вопросы.
     Недавно в Крыму я был свидетелем того, как под навес, защищающий от дождя и солнца, зашел избранный нашим народным собранием человек. И не один из сидящих тут же моих соплеменников не только не встал, но и словами не поприветствовал признанного лидера Милли Меджлиса, избранного Курултаем, легитимность которого оспаривают только откровенные враги крымскотатарского народа.
     Так народ мы или большая толпа?
     Кто мы, горсть винограда или гроздь винограда?
     Хотелось спросить сидящих под тем навесом моих соплеменников:
      - А если бы вы сидели в чайхане, и вошел бы Сапармурад или Ислам, как бы вы себя повели?
     Вскочили бы, да простит меня Аллах!
     Моя бабушка Анифе Баданинская, одна из четырех женщин, делегатов Первого Курултая, рассказывала мне:
     - Когда среди народа появлялся Нуман Челебиджихан, то все приветствовали его словами: "Селям алейкум, Челебиджихан-эфенди! Огъурлар олсун, Нуман-бей!"
     Будут ли уважать наш Меджлис другие народы, если мы сами не в достаточной степени его уважаем? Или, может быть, не умеем выразить свое уважение? Есть к Меджлису претензии? - так проведите предвыборную кампанию, агитируйте за тех, кому доверяете и переизберите! Но учреждение Меджлиса не уважать может только тот, кто по натуре своей холуй и бомж, привыкший побираться у чужих дверей!
     Однако все поправимо, ибо мы, крымские татары, гордый и древний европейский народ. И тех ошибок, которые мы во вред себе делаем сегодня, завтра наши враги от нас не дождутся!
      Мы, крымские татары, жили в изгнании на тридцать два года дольше, чем другие депортированные в сорок четвертом году народы. И теперь мы учимся быть гражданами своей Родины, быть хозяевами на нашей земле и отвечать за все, что на ней происходит.
     Сегодня пятьдесят седьмая годовщина того дня, когда нас выгнали из наших домов, и мы не знали, поставят ли нас под свинцовые струи армейских пулеметов или под щелчки чекистских пистолетов.
     ...Вот она площадь, заполненная двадцатью тысячами решительных крымских татар, над которыми развиваются голубые, цвета крымского неба знамена. Вот они те самые ворота, из которых меня выводили вместе с четырьмя моими братишками и сестренками, а сегодня вернулся к этим воротам я один. Это ты, Россия, убила моих братишек и сестренок.
     Зачем ты это сделала, Россия?

Статья любезно предоставлена для публикации автором.

"Крымские хроники". Симферополь, изд. Крымучпедгиз, 2003 г.